В организации февральской революции 1917 года первостепенную роль сыграли дворяне, выступавшие до того главными охранителями существующего порядка. Представители привилегированного класса сами подготовили ликвидацию всех своих особых прав и привилегий, что является беспрецедентным правовым феноменом. О том, как дворянство добилось полной отмены сословного деления в российском обществе, рассказывает в девятнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


К 1917 году в России монархический кризис обострился до предела. Он заключался в том, что большинство просвещенного общества пришли к убеждению о необходимости смены государственного строя в стране. На повестке дня однозначно стояла такая форма правления государством, которую обычно называют «конституционной монархией». Споры шли только о способах такого преобразования и о фигуре будущего императора.

Лидерами думской оппозиции были главным образом дворяне. Но все предложения думских деятелей, адресованные Николаю II, не были им приняты. Император не соглашался ни на «правительство доверия», ни, тем более, на ответственное перед Думой министерство. Таким образом он обозначил себя тем препятствием, которое было необходимо устранить на пути к достижению целей – радикальному реформированию российской государственности.

Будущая конституция, естественно, предполагала установление полного равенства всех граждан России в правовом отношении. Следовательно, сами дворяне сознательно готовились к сдаче в архив некогда классового «дворянского государства», сами готовили ликвидацию всех особых прав и привилегий своего сословия. И это нельзя было назвать «ошибкой» представителей высшего класса, нет, данная тенденция в России сложилась вполне объективно и окрепла настолько, что противостоять ей могли только небольшие группы реакционеров.

Где сосредоточились наиболее политически активные представители дворянского сословия? В первую очередь это Государственная Дума. Российский парламент после периода патриотического подъема и провозглашения «единения с царем» в 1914 году фактически перешел в своем большинстве в оппозицию царскому правительству. 

К этому подтолкнула депутатов серия поражений Русской армии весной-летом 1915 года. Нет, они не сменили своих патриотических позиций, но патриотизм дворян теперь выступал в совсем другой форме: они все громче заявляли о том, что Родина в опасности именно из-за неспособности царского правительства успешно вести войну и снабжать армию всем необходимым.

В августе 1915 года в Думе сложился мощный межфракционный блок, в который вошли и националисты, и октябристы, и «прогрессисты», и кадеты. Вместе с другими примкнувшими депутатами образовавшийся Прогрессивный блок составлял убедительное большинство нижней палаты законодательного органа: 236 депутатов из 442-х человек. Интересно, что в этот блок вошли и многие члены верхней палаты парламента – Государственного Совета, членами которого были исключительно столбовые дворяне.

Вторым местом концентрации и организации дворян были земские учреждения, возглавляемые по закону предводителями дворянства. Им, наконец, было разрешено объединяться, и они создали Всероссийский земский союз, который объединился с Всероссийским союзом городов. Образовавшийся в результате слияния Земгор получил статус Главного по снабжению армии комитета. Земцы находились в тесном союзе с деятелями Прогрессивного блока и, как считают многие исследователи, активно готовили революцию.

Третьей структурой, где были сосредоточены дворяне, была армия. Правда, русские офицеры до известной поры отличались своей аполитичностью. Однако, те же самые события «Великого отступления» 1915 года побудили и офицеров задуматься о причинах поражения. Ответы на эти вопросы им подсказывали либеральные газеты: всё дело было-де в устаревшем царском режиме, который к тому же оказался под влиянием «темных сил» (имелся в виду Распутин, приобретший большой вес в царской семье и окружении). 

К тому же надо отметить, что уже к 1916 году офицерский состав сильно изменился. Многие кадровые офицеры-дворяне полегли на полях сражений и их место занимали свежеиспеченные прапорщики из разночинцев. Получение первого офицерского чина давало личное дворянство, но это были уже, конечно, «не те» дворяне с соответствующим этому сословию менталитетом и психологией. Вместе с ними в армию проникала и «политика». Офицеры-дворяне также, как и думцы, исходили из патриотических позиций и выступали за отречение действовавшего царя только потому, что возлагали на него вину за поражения своей армии, так как Николай II взял на себя роль Верховного главнокомандующего.

Все эти три центра концентрации дворян сыграли решающую роль в свержении монархии. Земцы вместе с депутатами Думы политически и организационно полностью подготовили смену режима. 

В центре власть готовы были взять на себя деятели Прогрессивного блока. На местах также земские учреждения были в состоянии незамедлительно поставить под свой контроль все правительственные структуры. Степень подготовки параллельного государственного аппарата, готового заменить царскую государственную машину, была высочайшей. Во главе всех этих центров были дворяне.

Позицией офицеров-дворян можно объяснить и поразительную легкость победы солдатского мятежа 27 февраля 1917 года, когда в течение дня восставшие захватили всю столицу, почти не встречая организованного сопротивления. А последний удар Николаю II нанесли представители высшего офицерства из родовитейших знатных дворян – командующие фронтами, которые единогласно предложили императору отречься от престола.

Таким образом, Февральская революция была по сути дворянской, а не рабоче-крестьянской. Ведь восстаний, мятежей и бунтов низших сословий было много в российской истории, но ни одно из них не могло закончиться победой, так как дворяне – охранители трона и существовавшего порядка – были едины, сильны и относительно легко справлялись со всеми восстаниями. 

И только тогда, когда дворяне перешли в оппозицию царю, стало возможным свержение монархии и изменение формы правления в государстве. Дворяне не просто отказали в поддержке императору, они предприняли значительные усилия в «раскачивании трона» и подготовке смены политического режима.

Знали ли творцы демократической революции из дворян, что, совершив государственный переворот и сокрушив монархию, они совершенно точно лишатся своих исключительных прав и привилегий? Если говорить об активистах, то наверняка знали и сами сознательно вели к этому. 

Дворянское по составу Временное правительство своим постановлением отменило все сословные привилегии высших классов и готовило предложения к полной отмене сословного деления в российском обществе. Принять такое решение должно было Учредительное собрание.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 27 ноября