На днях Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) признала товарный знак АО «Издательство «Просвещение» в качестве общеизвестного. На первый взгляд Роспатент всего лишь установил очевидное: логотип издательства известен каждому в стране почти с раннего детства. Что же принципиально изменилось для «Просвещения» и потребителей мы попросили рассказать адвоката Александра Глушенкова.
- Роспатент признал общеизвестным товарный знак издательства - изображение стилизованной раскрытой книги с вписанными в неё буквами «И» и «П» и надписью под ней «ПРОСВЕЩЕНИЕ» и «ИЗДАТЕЛЬСТВО». При этом самому издательству уже 88 лет, его продукцию знает в стране практически каждый, логотип – общеизвестен. Что дает официальное признание этого факта на государственном уровне?
- Регистрация означает общественное признание и высокий статус правообладателя, его заслуги в профессиональной деятельности, серьезную значимость результатов деятельности компании для всего общества. Соответственно, признание Роспатентом товарного знака издательства в качестве общеизвестного дает правообладателю особые привилегии. Прежде всего, никто не может зарегистрировать похожие логотип и название для продвижения своих товаров.
Не менее важен тот факт, что с приобретением статуса общеизвестности товарного знака усиливается защита продукции Издательства. Официальная регистрация товарного знака как общеизвестного при прочих равных условиях повышает вероятность выигрыша Издательства в суде при защите своих прав от незаконного копирования и контрафактного переиздания книг, учебников «Издательства «Просвещение» под тем же логотипом. Это имеет принципиальное значение для потребителей.
Учебники и учебные пособия, которые «Просвещение» выпускает, входят в федеральный перечень, устанавливаемый государством. И государство гарантирует ребенку, что он получит качественную книгу или рабочую тетрадь, исполненные на хорошей бумаге с красивыми иллюстрациями и профессиональной полиграфией. И товарный знак «Издательства «Просвещение» выступает гарантией качества учебной литературы.
Тем не менее, на рынке сегодня значительное количество контрафактной продукции не соответствующего качества, которая попадает и в школы и в магазины, и элементарно может быть опасна для детей. Когда родители, например, покупают первокласснику «Пропись», по которой ему предстоит научиться писать, можно говорить и о воспитании плохого вкуса, а можно и о потере зрения, если половина букв и слов в этой тетради не пропечатаны, и ребенку приходится напрягаться даже чтобы увидеть задание, которое ему предстоит выполнить. И понятна озабоченность «Просвещения», когда оно ведет борьбу с подобными подделками, отстаивая не только лишь свою репутацию.
Поэтому, когда мы говорим о признании заслуг «Издательства «Просвещение» перед обществом – это не просто издание хороших книг, но и социальная миссия по защите школьников от плохих учебников и тетрадей. Это выполнение государственной задачи по обеспечению качества образования в стране.
- Но в этом процессе наверняка есть и экономическая составляющая?
- Безусловно. Часто контрафакт – это не учтенные тиражи, доходы от которых уводятся от налогов. А так как закупки учебников для школ, библиотек могут производиться и на бюджетные деньги, то могут возникать и коррупционные схемы.
Таким образом, говоря о защите торговой марки, мы говорим и о зачистке рынка от недобросовестного бизнеса, от которого страдают многие издательства страны, а государство в свою очередь недополучает налоги на миллионы рублей.
- Тем не менее, работа по защите бумажной книги сейчас, кажется, не слишком актуальна и окупаема. Бумажные тиражи падают, а Министерство образования говорит о переходе на электронные учебники.
- Со снижением тиражей растет себестоимость производства в пересчете на экземпляр книги, и, следовательно, она становится дороже, а потому и ущерб от контрафакта становится более значительным.
В тоже время с переходом на электронные системы обучения необходимость защиты товарного знака только возрастает. Проблема пиратства по-прежнему актуальна для нашей страны. Причем, в отличие от полиграфии, которая требует наличия типографии, подделка и распространение электронных учебников не требует серьезного оборудования и подготовки и еще более привлекательна.
При этом надо говорить еще и о защите интеллектуальной собственности и авторских прав, которую должна обеспечить защита товарного знака. Сегодня АО «Издательство «Просвещение» ведет собственные серьезные разработки электронных форм учебников, которые содержат не только текст, но и множество дополнительных материалов – аудиофайлы, иллюстрации, тесты для самоконтроля. Речь идет о труде десятков человек – от авторов учебника до программистов, который может быть перечеркнут одним хакером, у которого, скажем, что-то не поместилось на диск, и он выкинул «лишнее». Потребитель в итоге получает не работающий, или не полностью функциональный продукт, теряет деньги, невольно репутационный ущерб несет и издательство, под брендом которого оказывается выпущена подделка.
Поэтому с ростом оборота электронных изданий значение регистрации товарного знака АО «Издательство «Просвещение» только возрастает. Тот факт, что общеизвестный товарный знак имеет бессрочное действие, в отличие от обычного, который надо продлевать каждые десять лет, свидетельствует о долгосрочных инвестициях «Просвещения» в будущее. Издательство получает неоспоримые права на защиту своей продукции, что позволяет ему бороться за чистоту рынка и долгосрочные интересы потребителей. Учитывая же, что «Издательство «Просвещение» стало первым, добившимся столь высокого признания на рынке учебной литературы, можно говорить о том, что, таким образом, оно устанавливает и регламентирует новые правила поведения здесь, делая этот бизнес более прозрачным для государства и ответственным перед его клиентами – учителями и учениками.