В Средние века священники на Руси обладали особыми правами, которые позволяли аккумулировать в распоряжении церкви значительные материальные блага, включая крупные объекты недвижимости и даже целые города. Официально благодаря этим ресурсам церковь выступала в роли социальной гарантии для неимущих категорий граждан. Более важной миссией священнослужителей стало право выносить решения в спорах между князьями в условиях феодальной раздробленности. 

О политической жизни духовенства в роли послов в переговорах и гарантов межкняжеских соглашений рассказывает в третьем эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


В период феодальной раздробленности Древней Руси в XII-XV вв. число разрозненных княжеств доходило до двух сотен и больше. В этих условиях практически единственным, что продолжало объединять Русь, выступала русская православная церковь. 

В это время она продолжала оставаться частью византийской, «греко-православной» церкви. Константинополь сохранял за собой контроль и управление русской церковью через посылаемых в города епископов и митрополита. Этот контроль не только поддерживал уровень политического влияния Византии на Русь: русская церковь давала самые большие доходы Константинопольской патриархии. 

За счет чего складывались эти доходы? Какие хозяйственные права имели православные священники, которые были в состоянии обеспечивать высокие уровни платежей высшим иерархам, отправлявшим в Константинополь довольно крупные суммы собираемых средств?

Местные удельные князья устанавливали специальное ежегодное жалованье за осуществление тех или иных служб или без всяких условий. Так называемая руга могла быть денежной или натуральной. Она использовалась или всеми членами причта или на шла на содержание только тех лиц, которые были указаны в «ружной грамоте». 

Другим способом материального обеспечения причта были доходы от церковных вотчин, сёл и деревень (ими ведал староста церковной общины), которые переходили в собственность храма, например, по завещанию или дарственной. Духовные лица имели право сами владеть участками земли, что значительно улучшало их материальное положение. 

Доходы от торговли и ростовщической деятельности ортодоксами считались несовместимыми с церковной службой, но светские власти неоднократно предоставляли храмам право беспошлинной торговли.

Из получаемых доходов духовенство выплачивало многочисленные пошлины местному епископу, который имел право сам устанавливать их размер и число (так называемое архиерейское тягло), среди них - соборное (или зборное), заезд, десятина и другие. Единовременные пошлины взимались при поставлении священника на приход, при его переходе на службу в другой храм или другую епархию. 

Периодически священники выплачивали местному епископу различные дани на праздники - Петровское (Петровская дань), Рождественское. В конце XIV века для сбора пошлин и даней в епархиях стали действовать специальные архиерейские чиновники – десятинники, заездчики, доводчики. 

Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали структуре светской власти. В начале XI века образовались епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле, во второй половине XI века — во Владимире-Волынском, Полоцке, Туровске. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская, луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. 

Всего до монгольского нашествия на Русь было не более 16 епископий, многие из которых охватывали большие территории. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области — не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами могли быть только лица, постриженные в монашество. Если кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь.

Низшей церковной ячейкой являлся приход, центром которого была церковь. В городах церкви часто строились из камня и были не только культовыми учреждениями, но и хранилищем товаров и имущества купеческих и других корпораций, служили убежищем во время обороны городов. Во главе прихода стоял священник, назначавшийся епископом. 

Священники в большинстве своем, используя свои особые права, в это время активно действовали в направлении увеличения материальных богатств церкви. Установленная еще Владимиром Святославичем «десятина» поддерживалась и решениями следующих князей. 


В результате пожертвований, дарений и перехода имущества по завещаниям у церкви оказались в собственности крупные объекты недвижимости. Во владении и распоряжении духовенства были многочисленные села, слободы и даже целые города. Так, город Гороховец, например, принадлежал Владимирскому Успенскому собору.


Разгоревшаяся междоусобная борьба во время раздробленности также способствовала нарастанию правового и экономического могущества церкви. Многие князья, в борьбе за землю и уделы, часто в спорных случаях привлекали священников на свою сторону щедрыми дарами и пожалованиями. Использовался таким образом немалый авторитет церкви в целях победы над другими претендентами на территории.

Появление большого числа новых княжеств приводило к росту числа епископий, так как каждый новый князь стремился учредить в своих владениях новую епископию, независимую от других, и «завести» своего епископа. Для этого обособившиеся князья предоставляли новым архиереям не только материальные ценности, но и наделяли их расширенными правами. 

Так, смоленский князь Ростислав предоставил епископу Мануилу – главе вновь учреждаемой епископии – грамоту, по которой церкви передавалось право суда над должниками и по другим делам, отданным князем под надзор церкви. При этом епископ получал права и на сбор соответствующих пошлин. Новая епископия получила также несколько сел с крестьянами, землями и угодьями.

Большими имущественными правами обладало и «черное духовенство» - монахи. Особенно богатым стал киевский Печерский монастырь, которому, как утверждает летописец, «многие от вельмож» давали от своих имений «некоторую часть». Этот монастырь получил много земель «с челядью», золота и серебра от князя Изяслава Ярославича; три волости дал монастырю князь Ярополк Изяславич, его дочь — пять сел. Аналогичные пожалования земель и угодий получили в XII—XIII веках и другие монастыри.


Отстаивая свои права на получение в свое владение и распоряжение значительных материальных ценностей, священники заверяли общество в том, что все эти богатства тратятся на помощь сиротам, старикам, больным и вдовам, а также для помощи пострадавшим от пожаров, голода и других бедствий, а также на выкуп пленников из неволи в чужих землях.


Как раз в стенах богатого Печерского монастыря было создано целое произведение — «Печерский патерик», в котором утверждалась «праведность» вклада земли, золота, серебра и других ценностей в монастырь. Высшие иерархи грозили суровыми карами тем, кто пытался оспаривать права церкви на владения землями, селами, холопами и сокровищами.

Таким образом, в условиях феодальной раздробленности православная церковь расширила свое влияние в русских княжествах, играя роль арбитра между князьями в их распрях. Нередко представители духовенства действовали как послы князей в их переговорах со своими оппонентами. 

Священники и епископы присвоили себе право выносить окончательные решения в спорах о принадлежности тех или иных земель наследникам умерших князей. Они выступали гарантами междукняжеских соглашений, закреплявшихся обычно особым обрядом - «крестным целованием». 

Следовательно, отсутствие центральной светской власти и централизованной судебной системы фактически создало объективные условия для происходившего стихийного расширения прав духовного сословия и для роста его экономического могущества.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 25 декабря