Левые эсеры принимают решение о совершении терактов против большевиков, так как не видят иных путей разрешения конфликта между властью и населением: чиновники терроризируют народ, и условия жизни простых людей стали много хуже, чем при буржуазии. Несмотря на открытые выступления левых эсеров с критикой и агитацию по борьбе с большевиками, лидерам партии приписывают тайный заговор против действующей власти и арестовывают. В числе заговорщиков оказался и бывший комиссар юстиции Исаак Штейнберг, которого отправляют в Бутырскую тюрьму.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 13 февраля 1919 года.*


Новый заговор левых эсеров

Открытые и наглые выступления на митингах лидеров левых с.-р. М. Спиридоновой, И.З. Штейнберга и др. в последнее время стали притчей во языцех. Но никто не мог подумать, что за этими выступлениями, носящими ярко погромный характер, полными грязной клеветы на Советскую власть, скрывалась подготовка к восстанию и захвату власти левоэсеровскими ребятами.

За последнее время, после июньского восстания, партия левых с.-р. организовала широкую агитацию путем выпуска чисто погромного свойства листовок и прокламаций. Кроме того, с целью заманить в свои ряды сочувствующих, ими был специально создан «Союз трудового крестьянства» под вывеской Союза Молодежи, куда и вербовались несознательные крестьяне.

Петроград – центр лево-эсеровской работы

Центральным пунктом их устной и печатной агитации является Петроград, где Северным Областным и Петроградским комитетами партии левых с.-р. в огромном количестве распространялась агитационная литература. Так, в листовке от 15 ноября, озаглавленной «Мировая Корниловщина», они пишут:

«Очередными задачами для подлинных революционеров в России является неотступное разоблачение всей преступной политики Советской власти, неумолчный призыв масс к протесту против насилия и произвола безответственных комиссаров, решительно борясь за восстановление подлинной власти Советов в центре и на местах. А для этого необходимо в первую очередь со всем пылом революционной энергии и классового самосознания наносить мощные, сокрушительные удары по объединенному фронту мировой корниловщины»…

Притязания левых эсеров на власть

Далее в № 4 от 3 февраля 1919 г., органа левых с.-р. «Наш Путь», издаваемой в Вильне, в статье «Трудовое крестьянство и мировая революция», подписанной анонимными инициалами «М. Л.», напечатано: «Совет Народных Комиссаров решил идти напролом: в деревни посылает для усмирения латышские полки и интернациональные батальоны. Описание происходящих там ужасов почти немыслимо. Только неорганизованностью трудового крестьянства можно объяснить, что большевики удерживаются у власти. Деревня требует подлинной социализации земли и прямой революционной внешней политики. Большевики бессильны в этом направлении что-нибудь сделать и могут лишь насаждать только… новых ревизоров, но социальная революция не этим решается. Необходима перемена всей системы. Большевики делают «глазки» правым эсерам, но это бесполезно. Только немедленный переход власти к нашей партии может спасти положение».

Но ниже автор оговаривается в следующих выражениях:

«Правда, есть еще опасение, что контрреволюционные силы сделают попытки захватить революционное движение трудовых крестьян в свои руки, как это случилось при вспыхивавших до сих пор спорадических восстаний».

Но это обстоятельство не смущает не в меру ретивых «защитников» трудового крестьянства.

Подпольная работа в Красной армии

В том же № 4 «Нашего Пути» от 3-го февраля помещена резолюция II Совета парии левых с.-р. по военному вопросу, которая «считает необходимым:

а) широчайшую политическую и военную подготовку восстания трудящихся;

б) введение явочным порядком солдатских комитетов в существующей Красной армии;

в) приостановку дальнейшей мобилизации;

г) уменьшение численного состава ее и

д) совершить переразверстку мобилизованных для отпуска несправедливо взятых солдат».

Сеть конспиративных организаций

Кроме того, на состоявшихся 15-го ноября и 20-го декабря 1918 г. конференциях партии левых эсеров было принято решение «образовать при губернских комитетах партии следующие отделы:

1) по конспиративной подготовке свержения большевиков, организации экспроприаций и террористических актов, по постановлению губернских партийных комитетов;

2) военный – для создания в воинских частях партийных ячеек, с обязательством снабжать оружием все партийные организации в губернии, и организации партизанских отрядов;

3) агитационный – для распространения литературы, подготовляющей молодых членов к партийной работе;

4) связи – для установления паролей, шифров и пр., вообще для ведения связи с центром, местами и другими губерниями;

5) контрразведки – для ведения учета квартир и местожительства всех ответственных работников коммунистов, в особенности членов Чрезвычайных Комиссий.

Примечание: кроме того, необходим конспиративный отдел для снабжения членов партии паспортами».

Подготовка восстания

На этих же конференциях было указано, что Ч. К. якобы расстреливают, «как прежде жандармы», а потому решено «принять соответствующие меры борьбы с ними, например, громить Ч. К. и т.д.».

«Восстание крестьянства не почве реквизиции хлеба не считать контрреволюционными действиями, а отстаиванием своих прав, а потому такие восстания расширять и массы разжигать, независимо от того, имеет ли это выгоду для партии, или нет.
Выражается также категорический протест против существования Красной армии».

Террор по отношению к коммунистам

20-го января 1919 г. в Петрограде состоялась конференция, на которой присутствовали представители всех партийных организаций левых эсеров. Центральный комитет партии левых эсеров внес на этой конференции предложение обсудить вопрос о принятии терроров по отношению к большевистским деятелям. И конференция одобрила это предложение, т.-е. санкционировала применение террора, правда, с «оговоркой», что террористические акты… могут быть «разрешаемы» только губернскими партийными комитетами… и поручать исполнение этих актов своим членам в строжайшей тайне и не от имени партии, дабы не привлечь репрессивных мер со стороны большевиков.

Означенная тактика, согласно постановления конференции, должна применяться впредь до особого распоряжения Ц. К. партии левых эсеров. Далее, если принятые меры для дезорганизации деятельности партии большевиков окажутся бессильными, то стараться проникнуть в ряды коммунистов, для осуществления этой задачи изнутри.

План создания «всероссийского правительства»

Наконец, в руки В. Ч. К. случайно попало письмо из Харькова, из которого явствует, что у левых эсеров имеется план захвата власти в свои руки и создания «всероссийского правительства». Автор этого письма не одобряет прежней политики и предлагает другие способы борьбы, указывая при этом на целесообразность отозвания всех членов партии левых эсеров – советских работников и подготовки вооруженного восстания.
Это побудило В. Ч. К. установить надзор за парией левых эсеров. Сразу же выяснилось, что они действуют в двух направлениях: на Украине, пользуясь повстанческим движением, левые эсеры стремились захватить власть в свои руки, подтверждением чего служит хотя бы факт неудавшегося восстания, поднятого левым эсером Саблиным в Купянске. Другое направление – это западное – Литва – Белорусия – Латвия. Туда были направлены левоэсеровские вожди: Камков, Трутовский, Кроник и др., которые и работали там нелегально. Задачи этой «западной группы» были те же, что и на Украине, т.-е. захват власти в свои руки, при очищении местностей от оккупационных войск.

Но местное население не очень симпатизировало взглядам левых с.-р., и на устраиваемые митинги являлось в ничтожном количестве. Все их выступления сводились к призыву восстать против Советской власти и захватить власть в свои руки, как это видно из выше приведенных цитат из партийного органа левых с.-р., издаваемого в Вильне.

Трутовский был арестован и доставлен в Москву.

Наблюдение за левоэсеровскими организациями здесь в Москве установило, что в ноябре состоялась конференция, принявшая постановление о создании при Ц. К. и губ. партийных комитетах нескольких отделов (перечисленных выше).

Кроме того, в Москве распространялись листовки от имени группы красноармейцев левых с.-р. г. Москвы, являющиеся точной копией черносотенных речей М. Спиридоновой, выступавшей на митингах на московских заводах, и в значительной степени являющиеся прототипом прокламаций, распространяемых Ц. К. партии левых с.-р. в Минске, Пскове и др. городах.

Арест Спиридоновой, Штейнберга, Трутовского и др.

Учтя все эти обстоятельства, В. Ч. К. решила изъять организацию левых с.-р., открыто подготовляющую восстание против Советской власти. Из видных деятелей левых с.-р были аретованы М. Спиридонова, дело которой уже передано в Революционный Трибунал, И.З. Штейнберг, б. комиссар юстиции, Трутовский, Рыбин, Прокопович, Розенблюм, Сирота и др., дела о которых, после предварительного дознания и обобщения всего дела, будут также переданы в Революционный Трибунал.

Здесь надо указать, что среди арестованных есть представители партийных организаций всех крупных городов России, что дает основание предполагать о готовившемся совещании левых эсеров, или же, что они приехали за «инструкциями».

Все арестованные, за исключением М. Спиридоновой, содержащейся в Кремле, заключены в Бутырскую тюрьму.

После розысков вчера удалось открыть конспиративную квартиру, по Трехпрудному п., в д. № 11/13, снятую на имя некоего С. Голоцвейга, но в действительности занимаемую ныне арестованным видным и активным деятелем партии левых с.-р. Львом Кроником.

При обыске была обнаружена импровизированная нелегальная типография: ящик с шрифтами, пишущая машинка и т.д., и, кроме того, револьвер с патронами.

Но самое важное, что обнаружил обыск – это найденная поддельная круглая печать Коменданта Московского Кремля.

Розыск и аресты продолжаются.

(Известия Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены