Трибунал рассмотрел дело одного из лидеров левых эсеров Марии Спиридоновой, обвиняемой в клевете на советскую власть и партию коммунистов. Суд, признавая, что её выступления на митингах представляли определенную опасность и могли побудить рабочих на восстание против большевиков, в приговоре указывает, что «не преследует в наказании цели отмщения врагам революции и не желает причинить Спиридоновой излишних страданий». В итоге трибунал относится к обвиняемой максимально снисходительно и приговаривает ее к году пребывания в санатории.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 25 февраля 1919 года.*


Дело Спиридоновой. Судебный отчет

В Московском революционном трибунале вчера слушалось дело Спиридоновой, по обвинению в клевете на Советскую власть и Российскую коммунистическую партию. Председательствовал тов. Дьяконов, обвинял т. Смидович.

Обстоятельства дела - в следующем. Спиридонова, выступая на митингах в рабочих клубах и заводах, стараясь действовать на низкие инстинкты масс клеветническим образом, говорила о том, что Советский режим является худшим прототипом царского, что партия коммунистов представляет собой банду комиссаров, которые грабят и убивают. Называла Троцкого обозником и шкурником, предавшего Красную Армию в руки контрреволюционных офицеров. Развивая самую бездарнейшую демагогию, Спиридонова – говорила, что при выборах в Совет т. Зиновьев обещал путиловским рабочим 1,5 пуда муки за голосование за большевиков. Спиридонова выдумывала всякие небылицы на Советскую власть.

Спиридонова отказалась присутствовать в трибунале при разборе дела, мотивируя тем, что ей не было вручено обвинительное заключение и что она не хочет присутствовать на этой комедии. Из дальнейшего было выяснено, что обвинительное заключение в течение 1,5 часов безрезультатно старались ей передать. Трибунал постановил поэтому слушать дело в отсутствии Спиридоновой.

Т. Юренев показал, что организованной силы у левых социалистов-революционеров нет, что выступления Спиридоновой – полная беспомощность, истерия, маниакальность. В своих речах она говорила, что власти советов нет, а есть власть комиссаров-шкурников и хулиганов. Открытого призыва к ниспровержению советской власти оружием не было, но вывод из ее речей был тот, что всю Советскую власть надо посадить на скамью подсудимых. Клеветала на коммунистические ячейки Красной Армии.

Т. Косарев член Рогожского Совета, присутствовавший на митинге, где выступала Спиридонова. Спиридонова сгущала краски относительно опасности грозящей России, говорила, что Зиновьев обещал 1,5 пуда муки рабочим за голосование за большевиков, призвала к террору против большевиков.

Т. Балабашив член Центрального Исполнительного Совета железнодорожников показал, что Спиридонова призывала к вооруженному восстанию. Масса была так возбуждена ее речами, что с трудом можно было удержать спокойствие.

Т. Бухарин член Ц. И. К., редактор «Правды» - говорил, что с объективной точки зрения речи Спиридоновой можно назвать погромными против Советской власти. Зиновьева и Троцкого она называла палачами, указывала, что Советская власть в своей структуре опирается на те же атрибуты, что царская власть.

Обвинитель т. Смидович указал на то, что новый суд не преследует, подобно старому суду, мести или возмездия преступнику – его задача оградить интересы Рабоче-Крестьянской власти и, с этой точки зрения надо подойти к разбору нынешнего процесса. Личность Спиридоновой тесно слита с партией с-революционеров и обвинитель останавливается на лозунгах с.=р. и их действиях. Он называет их не партией, а группой авантюристов. Путь лояльной борьбы за свои лозунги у них открыт, но не чувствуя опоры в рабочих массах, они пускаются на клевету и авантюру. Большой опасности для советской власти эта группа не представляет, но она становится на пути Рабоче-Крестьянской власти в ее поступательном движении вперед и поэтому должна быть с дороги устранена. Излишне даже говорить, что Спиридонова извращала факты, не давая возможности на митингах противной стороне опровергнуть возводимую клевету.

Обвинитель требует временно, - приблизительно на 8 месяцев, - устранения Спиридоновой.

Трибунал выносит следующий приговор:

Именем Р. С. Ф. Республики Московский революционный Трибунал в публичном заседании от 24 февраля 1919 г., заочно рассмотрев дело гражданки М. А. Спиридоновой по обвинению ее в контрреволюционной агитации и в клевете на Советскую власть признал:

1) доказанным, что Мария Спиридонова в своих выступлениях в январе 1919 г. на московских митингах, на фабриках и заводах публично клеветала на Советскую власть и отдельных ее представителей, и искусственным подбором ни на чем не обоснованных обвинений и фактов дискредитировала вождей Рабоче-Крестьянской Революции, и своей безответственной и преступной агитацией среди рабочих, крестьян и солдат способствовала дезорганизации революционных сил и таким образом бессознательно помогала контрреволюции;

2) что деятельность Марии Спиридоновой, как представительницы политической группы левых социалистов-революционеров при недостаточно окрепшем положении Красного фронта и тыла Советской России в связи с чрезвычайно сложным положением ее в борьбе с мировым капитализмом, является вредной.

На основании изложенного, принимая во внимание болезненно-истерическое состояние обвиняемой Спиридоновой, не преследуя в наказании цели отмщения врагам революции и не желая причинить Марии Спиридоновой излишних страданий, одновременно с тем охраняя рабоче-крестьянскую революцию и стоя на страже ее завоеваний, Московский революционный Трибунал приговорил изолировать Марию Спиридонову от политической и общественной жизни сроком на один год посредством заключения Спиридоновой в санаторий с представлением ей возможности здорового физического и умственного труда.

(Вечерние Известия)

Подготовил Евгений новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены