Китайский туризм, по мнению чиновников, способен стать значимой точкой роста для российской экономики. Прямые поступления от него только в 2017 году составили по некоторым данным 120 миллиардов рублей. Однако с правовых позиций перспективы этого бизнеса для России выглядят не столь оптимистично.

«Мафия», закрытые для россиян подпольные магазины, серые и черные схемы ресторанного бизнеса, нелегальные стоянки в Хамовниках — РАПСИ собрало мнения россиян о китайских туристах. 


С 2015 года количество прибывающих в Россию китайских туристов по безвизовому режиму ежегодно растет едва ли ни в геометрической прогрессии. В 2016 году страну таким образом посетили более 760 тысяч граждан КНР, что на 41% больше, чем в 2015. А только в первой половине 2017 года этот поток вырос еще на 36%. 

Привлечению туристов из Поднебесной существенно поспособствовала запущенная в 2015 году специальная программа «Дружественные Китаю». Она рассчитана на адаптацию местных туристических объектов под запросы китайцев: в том числе, например, создание навигации на китайском языке, определенных условий в гостиницах — специальных завтраков, наборов для приготовления лапши, чайников, тапочек и т.д.

По данным Всемирной туристической организации, начиная с 2004 года китайцы ежегодно наращивают свои расходы за рубежом более чем на 10%. Однако все больше экспертов высказывают опасения, что без активного вмешательства государства в эту сферу большая часть доходов от китайского туристов уйдет обратно на их родину.

Тем не менее никаких заметных мер в этом отношении не предпринимается. Ситуация настолько обострилась, что в прошлом году Ассоциация Содействия Русско-Китайского Туризма направила обращение на имя президента РФ Владимира Путина, а также главе Минкульта Владимиру Мединскому с просьбой разобраться в правовых и экономических аспектах организации китайского туризма.

Тема амбивалентная, поэтому РАПСИ отказывается от собственного анализа этого горячего вопроса. В данном материале публикуется только прямая речь непосредственных участников туристической отрасли и наблюдателей. 

«Раньше любила фокусы, разные такие логические обманки, но китайцы закрыли для меня эту тему. Вот попробуйте, например, объяснить такой парадокс: чем больше китайских туристов к нам приезжает, тем меньше доходов мы получаем. Это констатация факта, проверенного последними годами. В поисках ответа на эту загадку я ездила даже во Владивосток. Там китайский туризм просто поглотил город — и никакой отдачи: денег в бюджете на развитие туротрасли почти не осталось, новые гостиницы не строятся, автопарк не обновляется, даже некогда популярные рестораны начали закрываться. Китайские туристы заняли почти все гостиницы, а дохода хватает только на поддержание их функционирования», — начальник отдела турфирмы Елена*. 

«Это, знаете, такой секрет Полишинеля, что турпоток из Китая взят под полный контроль их мафией, можно сказать, это такая их фирменная особенность. Возможностей попасть в этот бизнес со стороны, наверно, еще меньше, чем в какой-нибудь игорный бизнес. Почти все тургруппы из Китая на нашей территории обслуживаются китайской диаспорой по серым или даже чёрным схемам. Такой вот национализм, да еще и сильно убыточный для легального российского бизнеса», — руководитель экскурсионной компании Сергей.

«В ходе проведенных в 2017 году общественных слушаний мы выяснили, что данный процесс осуществляется не стихийно. К сожалению, он организован транснациональной группой, куда, в том числе входят как бывшие, так и настоящие сотрудники Ростуризма. На сегодня у нас сложилась ситуация, когда российский туризм вышел из-под контроля нашей туротрасли и попал под контроль непонятных частных лиц», — рассказал журналистам председатель совета Ассоциации Содействия Российско-Китайскому Туризму Юрий Цуркан.

«Я только недавно узнала, что в нашем доме открыли ювелирный магазин — не знаю, как давно. Вот мне это совсем не интересно, даже не помню, что было на его месте ранее. А заметила я его только из-за шума — благодаря ежедневному шуму автобусов. Стоят вот здесь на (Фрунзенской — прим. ред.) набережной, и даже двигатели не глушат. Постоянный шум, все загазовано — невозможно окна открыть, и еще номера бумажками заклеивают, потому что у нас здесь парковаться запрещено, вообще-то. Я гаишникам говорила, обещали проверить — видимо, выгодно для себя проверили. А из этих автобусов десятками китайцы выходят. И все — в ювелирный магазин. Я тоже попыталась пару месяцев назад в него зайти — любопытно, чем в нем такого привлекательного. Но сколько бы не подходила —  всегда закрыто, даже табличка висит: «Закрыто». Только перед туристами открывается. Это еще не все. Они нашу Биллу превратили в туалет для китайцев, целыми автобусами туда ходят, запах даже до прилавков просачивается», — жительница дома на Фрунзенской набережной Людмила. 

«Каждый день приезжает пару десятков автобусов. Получается, в магазин приводят более тысячи китайцев. Даже если отоварится там только половина и даже самыми дешевыми побрякушками — 500 чеков на 100-200 тысяч каждый. А там даже простейший браслет 200 тысяч стоит. Получается, 5-10 миллионов рублей в день. И, по моим данным, никаких налогов из этого в бюджет не идет», — житель Хамовников Сергей. 

«Китайские туристы почти не используют наличные. Попробуйте найти в Москве обменник, где можно продать юани. Они невостребованы, туристы ими не пользуются. Китай не только дальше нас продвинулся, даже дальше Европы, по переводу всего на безнал. Они привыкли пользоваться (мобильным приложением — прим. ред.) WeChat, им в Китае можно оплатить любую услугу и товар. Сегодня практически во всех известных мне магазинах для туристов из Китая есть терминал для оплаты в WeChat. Проблема в том, что эти терминалы привязаны к банковским счетам — в китайских банках! Что получается: транзакции в таком случае — перевод между двумя счетами в китайских банках. Российские контролирующие органы никак это не могут отследить, и Россия ничего не получает», — Владимир, сотрудничает с мэрией по организации приема иностранных гостей.

«Вы про магазин «Лира»? Мы его так называем за вывеску — название они так и не придумали, видимо. Вообще туда прохожих не пускают, но мы как-то прорвались. Там очень много янтаря и безумные цены — до нескольких миллионов рублей. А еще есть сомнения — не пластмасса ли там вместо затвердевшей смолы. Все рассмотреть не удалось, потому что нас вывели, ведь магазин, как сказал охранник, обслуживает только китайцев. Вы понимаете, магазин в центре Москвы, где не обслуживают русских?» — прохожий на Космодианской набережной.

«Китайские магазины и рестораны в Москве и Петербурге нарушают основы Конституции, отказывая в обслуживании гражданам России. На нашу жалобу поступил ответ, что фактов дискриминации не обнаружено. Ресторан закрывается на «спецобслуживание», — гражданский активист Дмитрий.

«Подпольные янтарные магазины работают обычно без вывесок, о них почти никто не знает, кроме китайцев и жителей соседних домов. В результате почти все янтарные магазины, как минимум в столицах, теперь принадлежат китайцам или тем, кто на них работает. Средняя маржа в них 200–300%, на наиболее востребованные товары — доходит до 1000%. Особенно в случае подделок, которых в них очень много, ведь китайцы до недавнего времени вовсе не знали о существовании янтаря и никогда его не видели», — менеджер ювелирного магазина Алексей.

В Китае действует закон о туризме, согласно которому группы граждан этой страны нельзя приводить в магазины, цены в которых превышают средние по городу более чем на 20%. В случае доказательства обмана турфирма обязана выплатить компенсацию до 10-кратного размера суммы покупки. В России аналогичные законы отсутствуют. 

«Все перемещения тургрупп контролируются гидом. Китайцы — очень дисциплинированный народ, никуда без разрешения не пойдут, даже в соседний магазин. Треть цены проданного товара получает гид. Еще треть забирают китайские турфирмы. Оставшаяся сумма остается у китайского бизнесмена, который контролирует магазин. России остается сдача на зарплату продавцам, на ЖКХ, аренду, возможно, каким-нибудь посредникам еще платят», — синолог Инна.

«Янтарная лихорадка» в Китае началась совсем недавно — всего пару лет назад. Ажиотаж устроили владельцы турфирм — нужно же как-то зарабатывать на доверчивых туристах. Цены взлетели в пять раз. И это было бы для нас неплохо, но российские власти все отдали на откуп китайцам. Китайские бизнесмены скупают в Калининградской области самое лучшее сырье, обрабатывают его в Китае и потом привозят в Россию уже в виде украшений. И делают на этом миллионы. Закон обязывает предпринимателей часть сырья обрабатывать в России. Китайцы подчиняются. Оставляют нам самое плохое. Да, мы и с этим сырьем работаем, и российские товары тоже представлены в магазинах — картины, например. Но все самое дорогое — браслеты, бусы, серьги — делают в Китае, и прибыль уходит в Китай. А наша продукция может лежать годами», — рассказал президент Янтарного союза Василий Симонов KP.RU.

В конце февраля этого года Правительство РФ одобрило законопроект об установлении уголовной ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или других полудрагоценных камней. Так, предлагается установить в статье 191 Уголовного кодекса (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) ответственность за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом или другими полудрагоценными камнями. Также наказание предусмотрено за незаконное хранение, перевозку или пересылку в любом виде, состоянии этих полудрагоценных камней, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере. 

«Китайский «подвальный» туризм — это огромная проблема. Он же весь в теневом секторе экономики. Никаких налогов. Я не понимаю, почему люди из экономического отдела полиции это игнорируют. Мы даже на Красной площади просили полицейских проверить документы у китайского гида — а они отмахнулись», — руководитель экскурсионной компании Дмитрий. 

«В Москве и Петербурге нам известно уже несколько ресторанов, куда не пускают никого, кроме китайских туристов. У них даже вывесок нет, все на иероглифах написано. Там применяются давно известные серые схемы, их даже в прессе уже несколько раз освещали, но ничего не меняется: владельцам заказывают меню и число гостей, суммарный расчет происходит в оговоренные сроки — обычно в конце сезона. Китайская турфирма переводит деньги на банковский счет китайского владельца — понятно, что банк тоже китайский», — сотрудник официальной программы по приему иностранных гостей Владимир.

«Неурегулированность китайского туризма спровоцировала новый виток коррупции — особенно в гостиницах. У китайских туроператоров огромные бюджеты, они могут скупать места в наших гостиницах на весь сезон блоками. При этом платят они черным налом, да еще и скидку получают. Договариваются с администраторами и нигде это не отражается (соответственно, налоги не платятся — прим. ред.). Конкурировать с ними невозможно», — начальник отдела турфирмы Елена.

«Во многом эта проблема обусловлена лакуной в нашем законе. Китайская сторона пользуется тем, что по межправительственному соглашению группе туристов в России достаточно одного сопровождающего, который сам может быть китайцем. Им даже русский гид по закону не нужен. Единственная роль, которую наш закон оставляет российским турфирмам — выдавать приглашения, без которых безвизовый въезд группы невозможен», — адвокат Александров. 

«В результате из российской экономики выводится как минимум около 500 миллионов долларов. Это покупки, которые не декларируются, и прямой ущерб легальным туркомпаниям, гостиничному бизнесу и розничной торговле», — рассказал заместитель исполнительного директора «Мира без границ» Александр Агамов «Лента.ру».

«Деньги не передвигаются по расчетным счетам и выпадают из-под нашего банковского и налогового надзора. Как итог — миллиарды проходят мимо. Ситуация так и будет развиваться, если не будут приняты какие-то жесткие меры, ограничивающие деятельность нелегальных точек торговли, питания, проживания, введен специальный контроль за движением денежных средств. Проблема в том, что они легко легализуются и легко договариваются с проверяющими органами. Всё-таки нужно понимать, что речь идет о больших деньгах. Без соответствующих решений на высоком иерархическом уровне, желательно межгосударственном, ничего не решится», — рассказал член Правления Российского Союза Туриндустрии Георгий Мохов «Турпром».

«Нелегальный китайский бизнес вытесняет легальный российский. При этом оплачивать рекреационную нагрузку от китайских туристов приходится как раз нашему бюджету. Победить эту порочную систему можно только с помощью договоренностей на самом высоком уровне, а также внесения законодательных ограничений — для этого достаточно нескольких четких поправок в действующие нормы», — адвокат Александров. 


* Для безопасности участников опроса и в соответствии с законом о персональных данных мы решили исключить из материала все идентифицирующие наших конфидентов сведения, за исключением взятых из открытых источников цитат.

Редакция не несет ответственности за достоверность озвученных нашими комментаторами фактов и предположений. 

В настоящий момент РАПСИ собирает комментарии представителей китайского туристического бизнеса, которые позволят осветить другой взгляд на эту проблему. Если вы хотите дать комментарий по этому вопросу, пишите на rapsi@rapsinews.ru.