Адвокаты оказываются виновны не только в несовершенстве судебной системы, но и... в развале советского театра. Печать, продолжающая беспощадную критику государственного контроля за вмешательство во внутреннюю жизнь учреждений культуры, выяснила, что в ведомстве в основном работают адвокаты и прокуроры. Их попытку навести порядок не только в финансовой сфере, но и в области искусства аналитики сочли самым настоящим антиреволюционным саботажем.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 25 марта 1919 года*.
Контроль под контроль
Странным делом занимается Государственный контроль. Он не только контролирует, как контролю и полагается, но старается своё суждение иметь о том, что его совершенно не касается и в чем он ровно ничего не понимает и понимать не обязан. Недавно, обревизовав книжный подотдел Московск. Совета, контроль глубокомысленно сообщил во все газеты, что муниципализация отдала книжное дело в кабалу частным издательствам. Уже не говоря о полной бессмысленности подобной фразы, контроль, очевидно, проконтролировал не только книжный подотдел и его отчетность, но и самый декрет Московского Совдепа и содержание оного не одобрил. Сомневаемся, чтобы подобная ревизия входила в задачи Государственного Контроля.
Ещё лучше история с Государственным театром. Контроль, весьма одобряя режиссерскую часть советского театра (какой либерализм для саботажников, состоящих ныне контролерами!), таковую в Государственных театрах весьма не одобрил. Хотя мы являемся большими поклонниками таланта Комиссаржевского, но все же нельзя не признать, что контролю следовало бы заниматься своим делом, а не рассуждать об искусстве.
Однако, деятельность контроля не исчерпывается одной комической стороной и часто носит совершенно антисоветский характер. Существующее при нем специальное «бюро печати» рассылает одинаково по советским и антисоветским газетам корреспонденции, рисующие в самых мрачных красках деятельность советских учреждений. Вчитываясь в них можно подумать, что они составлялись злейшими врагами советской власти, настолько всюду сквозит желание ее скомпрометировать. Не так давно все газеты обошёл ряд сообщений контроля об отсутствии достаточных оправдательных документов различных военных учреждений в период завоевания власти Советами в ноябре-декабре прошлого года. Как будто сражаясь на улицах городов с белогвардейцами, можно было их заставить подписывать счета на истраченный порох. Спрашивается, для чего существует особое «бюро печати» при Государственном Контроле в то время, когда подобных бюро в других комиссариатах не имеется? Не есть ли это новый вид саботажа со стороны орудующих там и состоящих на кормлении адвокатов, прокуроров и бывших хозяйчиков?
Гласность нужна. Контроль необходим, всякая советская копейка должна быть проконтролирована. Но контроль должен заниматься только контролем, а не критикой советской политики. Он должен знать своё место. Что касается созданного им «бюро печати», то его сообщения имеют такой вид, что возникает вопрос, не следует ли контролировать и самый контроль. Быть может было бы полезно, если бы рабочий контроль проконтролировал контроль Государственный. Контроль над контролем...
(Вечерние известия, №200)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены