Привилегированное положение церкви в сфере имущественных прав и податных льгот в XVII веке стало вызывать недовольство у светских властей, ощущавших двоевластие в стране. Петр I начал церковную реформу, существенно ограничившую особые права духовенства и фактически передавшую верховную церковную власть в руки государственной бюрократии.
О том, как Петр I предотвращал учреждение поста «русского папы», и что натолкнуло его на такие опасения рассказывает в четырнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Огромный объем прав российского духовенства, которыми оно обладало в XVII веке, объяснялся сложившимися историческими обстоятельствами: они привели к возвышению фигуры и полномочий патриарха Русской православной Церкви.
В период правления патриархов Филарета и Никона, присвоившими себе титул «Великого Государя», реальное управление страной находилось в руках церковных владык. Политика высших иерархов церкви угрожала нарождавшемуся российскому самодержавному строю. Всем этим были недовольны светские феодалы: бояре и дворяне. Опираясь на них, русские цари пытались ограничить влияние церкви на государственные дела, сократить объем прав духовенства.
Особое недовольство у светских государственных властей вызывало привилегированное положение церкви в сфере имущественных прав и податных льгот. Земельные владения церкви были огромными – до трети всей используемой земли в стране. Все население, обрабатывающее эти угодья, освобождалось от уплаты податей, т.е. государству эти люди и земли не приносили никакой пользы.
Монастырские и архиерейские торгово-промышленные предприятия тоже не платили ничего в казну, благодаря чему могли дешевле продавать свои товары, подрывая тем самым положение купечества. А государственная казна испытывала острую нехватку средств для проведения своей политики и содержания армии.
Становилось все более очевидным, что государство не будет долго терпеть это ненормальное, по мнению властей, положение. Мысли о необходимости реформирования правового положения церкви появлялись у придворных царя уже в XVII веке. И первые шаги в этом направлении были сделаны еще в царствование Алексея Михайловича.
А когда к власти пришел Петр I, которому для создания регулярной армии и бюрократического аппарата, для строительства флота и для ведения войн понадобились значительные средства – гром над духовенством грянул. Церковные богатства должны были стать источником средств для строительства нового государства, для создания империи.
Петр I вступил на путь секуляризации во всех смыслах этого слова. В узком смысле слова – это изъятие государством у церкви ее земельной и другой собственности, а в широком – эмансипация (т.е. освобождение от зависимости, отход) от религии и церковных институтов в мировоззрении, праве, практической деятельности и т.д.
В 1701 году началась церковная реформа. Местоблюстителю патриарха было поручено ведение дел, касающихся только веры: «о расколѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ». Все же прочие дела, находившиеся в ведении патриарха, были распределены по приказам, к которым относились. Ведавший по этим делам особый приказ — Патриарший разряд — был ликвидирован.
24 января 1701 года был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли патриарший двор, архиерейские дома и монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа поставили боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина.
Вскоре последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом.
Из монастырей выселили всех непостриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. Хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа. А указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть.
Однако Петра I занимали не только вопросы материально-финансового порядка. После периодов всевластия двух сильных патриархов молодой царь стал опасаться разрастания власти церкви.
Петр всерьез считал, что так дело может дойти до учреждения поста «русского папы», до двоевластия и появления «второго государя, самодержцу равносильного или большего». Поэтому он ставит задачу подчинить себе церковь, которое «не есть иное государство». А духовенство, по его мнению, не должно обладать особыми правами, а должно «наравне с другими сословиями» подчиняться общим государственным законам.
Судя по многочисленным источникам наступление Петра I на права священников велось им не просто настойчиво, а со страстью и рвением. Здесь видно его резко отрицательное отношение к духовенству и особенно к монахам.
Объяснялось это тем, что церковные служители по определению люди консервативных взглядов, а Петр I проводил в высшей степени радикальные реформы всех сторон жизни в стране. Поэтому вполне естественно, что священники и монахи оказались на стороне противников петровских реформ, и не просто на стороне, а в первых рядах.
Сам Петр I считал, что духовенство выступало идеологом и вождем сопротивления его преобразованиям. Именно из стен монастырей выходили различные подметные письма, в которых велась агитация против Петра I и его замыслов. Именно монахи пустили слух о том, что царя за границей-де подменили, а в Россию явился «антихрист».
И уж совсем разозлило Петра то, что церковники смутили своими речами его сына, который в итоге не стал соратником царя, а оказался в стане его врагов и бежал за границу. Представители высшего духовенства – несколько митрополитов – поддерживали царевича Алексея, надеясь с его помощью восстановить весь прежний уклад жизни. Главной причиной измены сына Петр I считал его «беседы с попами и чернецами».
Ликвидации «двоевластия» поспособствовала случившаяся кончина патриарха Адриана в 1700 году. Петр I не разрешил избирать нового патриарха, поставив во главе церкви временного «местоблюстителя», а в 1721 году издал указ об упразднении патриаршества. С этой поры церковью стала руководить Духовная Коллегия, в дальнейшем переименованная в Святейший Синод. Фактически верховная церковная власть отныне полностью переходила в руки государственного бюрократического ведомства.
В «Регламенте духовном», подписанном Петром I в 1721 году, как раз и объясняются причины устранения поста патриарха: теперь, мол, «можно не опасатися отечеству мятежей и смущенія, яковые происходятъ отъ единаго собственнаго правителя духовнаго», которого простой народ может принимать за второго царя.
При Петре I духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство и горожане. Все действия белого духовенства регламентировались государством.
Особенно остро почувствовало ограничение своих прав черное духовенство – монахи. Им предписывалось жить в монастырях «неисходно», всякие долговременные отлучки иноков запрещались, монах и монахиня могли выйти за стены монастыря только часа на два, на три, да и то с письменным разрешением от настоятеля, где за его подписью и печатью должен был быть прописан срок отпуска монашествующего.
Таким образом, реформами Петра I правовое положение духовенства в России существенно изменилось. Были установлены жесткие рамки, в пределах которых они только и могли осуществлять свою духовную деятельность. Вся служба священников рассматривалась через призму полезности ее интересам и задачам государства.
В этом и проявился крайний рационализм первого императора-реформатора. Петр I видел в священниках государственных служащих по духовному ведомству. Прежняя «вольница» духовенства, их особые права и относительная автономия от государства ушли в прошлое.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 2 апреля