Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) представляет исследование «Юридические компании и законотворчество», открывающее серию рейтингов, цель которых оценить взаимодействие юркомпаний с системой государственного управления.
Настоящее исследование охватывает 24 юридические компании, работающие на российском рынке и в разной степени вовлеченные в процесс законотворчества.
Основными критериями, на которых базируется методология исследования и по которым ранжировались компании, стали степень их участия в этом процессе и принцип транспарентности.
Позиция компании в рейтинге зависит от того, насколько ее специалисты глубоко и разнопланово занимаются законотворческой деятельностью, насколько они востребованы коммерческими заказчиками и как часто привлекаются в качестве экспертов.
Критерий транспарентности имеет особое значение, учитывая специфику процесса законотворчества и привлечения к нему третьих лиц.
Дело в том, что участие юркомпаний в законотворческой деятельности, их взаимодействие с органами законодательной власти может восприниматься весьма неоднозначно и даже предосудительно. Предоставление экспертной оценки может расцениваться как элемент недобросовестного лоббизма — что особенно чревато в условиях, когда этот вид деятельности в принципе остается не урегулированным. В такой ситуации нежелание юридических компаний иной раз привлекать к себе внимание вполне объяснимо.
По той же причине исследовательская группа была вынуждена отказаться, по крайней мере на данном этапе, от идеи сбора информации путем опроса юркомпаний и детального ранжирования участников рейтинга по отраслям права. О проведении исследования были проинформированы около ста компаний, однако ответы хотя бы на часть вопросов дали единицы.
Соответственно, компании, предоставившие РАПСИ информацию о своем участии в законотворческом процессе, заняли наиболее высокую позицию в рейтинговом исследовании.
При этом стоит отметить: мы изначально исходим из того, что участие юридического бизнеса в законотворческой деятельности является нормой. Компании экстраполируют свой опыт в предметных областях, и благодаря проводимой ими экспертизе новеллы законодательства формулируются на высоком уровне юридической грамотности.
В ходе консультаций с представителями юрбизнеса, органов законодательной власти и субъектов законодательной инициативы мы выделили три легальных механизма привлечения юридических компаний к законотворческой деятельности:
• Заключение госконтрактов на разработку проектов нормативных актов с субъектами законодательной инициативы или подведомственными им организациями;
• привлечение специалистов юркомпаний к слушаниям в формате рабочих групп в Госдуме и Совете Федерации;
• участие специалистов юркомпаний в качестве экспертов в деятельности профильных законопроектных организаций, в частности «Центра компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики» Фонда «Сколково».
Выборка происходила с учетом этих механизмов по данным, полученным главным образом из открытых источников, список которых был определен при участии экспертов из Государственной Думы, Фонда «Сколково» и Ассоциации юристов России (АЮР). В данный список в результате были включены сайты профильных комитетов Госдумы, сайт фонда «Сколково», сайты юридических компаний, их аккаунты в социальных сетях и сервисах рекрутмента, порталы государственных и корпоративных закупок, специализированные СМИ.
Оценка и ранжирование участников рейтинга проводились экспертным советом, в который вошли представители РАПСИ и АЮР. Сотрудничество с АЮР обусловлено в первую очередь тем, что Ассоциация является одним из признанных лидеров российского рынка в области законотворческой деятельности. Напомним, председатель правления АЮР Владимир Груздев входит в Экспертный совет по законотворчеству при правительстве РФ.
Первое место
• Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
• Bryan Cave Leighton Paisner
• «Пепеляев Групп»
Первое место разделили компании, которые открыто и системно участвуют в профильных проектах. Они активно взаимодействуют с Госдумой РФ, принимают участие в деятельности фонда «Сколково», и специалисты компаний, согласно полученным данным, востребованы на регулярной основе. Информация о проектах, в которых они принимают участие, представлена в Интернете.
Сведения о деятельности АБ «Егоров, Пугинский Афанасьев и партнеры» содержатся на официальных сайтах Государственной Думы и Сколково. В активе бюро разработка проекта федерального закона в части уточнения возможности описания объектов интеллектуальной собственности в форме цифровых, в том числе трехмерных, моделей при их государственной регистрации; разработка проекта федерального закона в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов.
«Пепеляев Групп» и Bryan Cave Leighton Paisner одни из немногих предоставили РАПСИ информацию о своих проектах в сфере законотворчества.
Так, на счету Bryan Cave Leighton Paisner Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» и Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи».
«Пепеляев Групп», в свою очередь, принимала участие в разработке нормативных актов, связанных с регулированием обращения данных в сфере здравоохранения, а также подготовке изменений в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Второе место
• ФБК Legal
• Kosenkov & Suvorov
• «Симплоер»
• Dentons
• «Юридический центр: право и консалтинг»
Специалисты компаний, занявших второе место в рейтинге, не менее востребованы в сфере законотворчества. Согласно полученным данным, компании открыто взаимодействуют с органами законодательной и исполнительной власти, однако РАПСИ не располагает в достаточной степени информацией о соответствующих проектах.
Стоит отметить участие компаний в нормативном регулировании цифровой трансформации экономики, а также в программах Сколково (за исключением «Права и консалтинга»).
Юристы ФБК Legal активно взаимодействуют с Торгово-промышленной палатой и Государственной Думой по вопросам совершенствования законодательства в сфере жилищного строительства, принимают участие в рабочих встречах, в ходе которых обсуждаются перспективные направления совершенствования российского законодательства.
Kosenkov & Suvorov известна своими исследованиями по вопросам инвентаризации сведений, учитываемых в государственных реестрах.
«Симплоер» участвовала в разработке проекта федерального закона в части определения автоматизированных (самоисполняемых) сделок.
Специалисты Dentons проявили себя благодаря разработке проекта федерального закона в части возможности применения вычета «входящего» НДС при оказании электронных и ИТ-услуг, местом реализации которых не является Россия («экспортные» операции).
Что касается «Юридического центра: право и консалтинг», то он открыто позиционируется как профильная организация в области законотворчества, участвовавшая в разработке концепции законопроекта (законопроектов) о внесении изменений в законодательные акты РФ в связи передачей Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» функций конкурсного управляющего и ликвидатора страховых организаций, а также соответствующего законопроекта (законопроектов).
Третье место
• Boston Consulting Group
• Московская коллегия адвокатов «ГРАД»
• Адвокатское бюро «Линия права»
• Московская коллегия адвокатов «Юридическая фирма «ЮСТ»
• «Прайсвотерхаускуперс Юридические Услуги»
• Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»
• Sila
На основании полученных данных можно судить о том, что компании имеют определенную практику законотворчества, но РАПСИ сложно судить об их экспертном опыте, частоте их привлечения к законотворческой деятельности. На счету ряда компаний имеются яркие проекты, в то время как другая их часть участвовала в профильных госзакупках последних лет.
Четвертое место
• Nevsky IP Law
• Адвокатское бюро «Абрамов и Партнеры»
По информации РАПСИ, компании привлекались для подготовки экспертизы при разработке проектов законов о долевом распределении исключительных прав между несколькими правообладателями. Учитывая, что юридические бутики нечасто привлекаются в качестве экспертов, это может свидетельствовать об определенных сильных сторонах Nevsky IP Law и АБ «Абрамов и Партнеры».
Пятое место
• Коллегия адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов и Партнеры»
• Debevoise & Plimpton LLP
• Адвокатское бюро Москвы «Деловой фарватер»
• ЗАО «Алруд»
• Deloitte Touche Tohmatsu
• KPMG
• Vegas Lex
Агентству удалось установить факт привлечения компаний к законотворческому процессу, однако эта информация крайне непрозрачна. Мы ориентировались, главным образом, на обрывочные сведения в интернете и свидетельства других участников юридического рынка.
РАПСИ не исключает, что компании достойны занять более высокие позиции в рейтинге, но на данный момент по объективным причинам они его лишь замыкают.
РАПСИ планирует продолжить исследование рынка юридических услуг в части законотворчества. Высказать свои пожелания или оставить заявку на участие вы можете, связавшись с нами по электронному адресу rapsi_pr@rapsinews.ru. Информация будет актуализирована при составлении сводного рейтинга юридических компаний 2019 года.