Споры о роли Госконтроля в жизни страны привели к изданию специального правового акта об этом органе: ему отводится роль строгого наблюдателя за исполнением на местах декретов правительства и даётся право передавать нерадивых чиновников суду. Ревизии разрешается проводить внезапно и без предупреждения, а к участию в проверках рекомендуется привлекать понятых.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 10 апреля 1919 года.*


Декреты Советской власти

О государственном контроле

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет реорганизовать Государственный

Контроль на следующих основаниях:

1. На Государственный Контроль возлагаются функции непосредственного фактического контроля, обеспечивающего быстрое, неуклонное и целесообразное осуществление декретов и постановлений Центральной власти во всех областях хозяйства и государственного управления.

2. Государственному Контролю предоставляется право:

а) ближайшего наблюдения за деятельностью всех Народных Комиссариатов, их отделов на местах и всех, вообще, органов Советской власти.

б) Проверки деятельности упомянутых выше органов с точки зрения достигнутых на деле результатов.

3. Государственному Контролю вменяется в обязанность привлечение к суду должностных лиц, за упущение и преступления и предоставление соответственной власти об их устранении.

4. На Государственный Контроль возлагается обязанность представлять на рассмотрение Центральной власти и конкретные предложения, выработанные на основании наблюдений и обследований об упрощении аппаратов Советской власти, упразднений параллелизма в работе, бесхозяйственности и канцелярской волокиты, а также о преобразовании самой системы управления в тех или иных областях государственной жизни.

5. Для осуществления намеченных задач необходимо:

а) Все существующие при отдельных ведомствах, организациях и предприятиях контрольно-ревизионные органы перевести в ведение государственного контроля, сам же аппарат государственного контроля преобразовать применительно к новым задачам контроля.

б) привлекать к постоянному участию в государственном контроле в центре и на местах рабочие и крестьянские организации.

в) Сверх того, систематически привлекать к участию в отдельных операциях государственного контроля понятых из наиболее широких слоев трудящегося населения.

г) Ввести систему летучей ревизии.

д) Возложить на государственный контроль наблюдение за организацией во всех учреждениях приема всякого рода жалоб и заявлений и правильным их движением, а также образование при самом государственном контроле особого бюро для приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц, для рассмотрения этих заявлений государственным контролем.

Примечание к 5-му пункту:

Порядок и форма объединения органов Контроля определяется Народным Комиссариатом Государственного Контроля по соглашению с соответствующими Комиссариатами.

О Советской уголовной милиции

Для более успешной борьбы с преступностью и улучшения дела уголовного розыска, Совет Народных Комиссаров постановил принять содержание всех видов милиции на казенный счет. Милиционеры освобождаются от призыва на вооруженную службу, но треть милиционеров и пятая часть командного состава, подлежащая призыву, должны находиться в действующей армии. В милиции вводится военная дисциплина и обучение. Части милиции в районе боевого фронта могут быть привлечены к участию в боях совместно с Красной армией. Милиционеры получают тыловой или боевой красноармейский паек в зависимости от места службы, казенные одежду и вооружение.

Этот декрет о милиции (№ 6 напечат. в № 75 «Известий ВЦИК») отменяет все изданные доселе и противоречащие ему декреты.

(Коммунар)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены