В XVIII-XIX веках статус духовенства существенно изменился в результате административного регулирования со стороны государства и секуляризации земель. Численность духовенства заметно снизилась, но в то же время расширилась степень свободы священнослужителей в частной жизни.

О времени, когда духовенство окончательно оформилось в правовом отношении как одно из привилегированных сословий, рассказывает в семнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Священный Синод, будучи фактически лишь одной из коллегий правительства, взял на себя управление церковным строем и сам решал все «кадровые вопросы»: т.е. должен был исследовать достоинство лиц, поставляемых в архиереи. Так же как в Сенате, при должности прокурора стояли фискалы, но в Синоде духовные фискалы назывались инквизиторами, а возглавлял их протоинквизитор. Инквизиторам поручалось тайно наблюдать за правильным и законным течением дел церковной жизни. Правда, это ведомство просуществовало недолго.

Синоду же вменялось в обязанность защищать церковный клир от обид со стороны «светских господ команду имеющих», т.е. он должен был стоять на защите прав духовного сословия, в том числе и от государства. И, в общем, он эту функцию последовательно исполнял. Далеко не все предложения в этой части одобрялись царствующими особами, но наиболее назревшие и убедительно обоснованные принимались правительством и монархами.

Уже с XVIII века государство предпринимало активные меры по регулированию численности духовенства, в результате которых их доля в составе всего населения России непрерывно снижалась. 

В 1722 году были введены первые штаты священнослужителей, которые устанавливали зависимость числа духовных лиц в приходе от численности прихожан и положили начало законодательному оформлению духовенства как сословия. На приход (100-150 дворов) полагалось по одному священнику, дьячку и пономарю; для двухприходских (200-250 дворов) и трёхприходских (300 дворов) церквей число священников увеличивалось соответственно в 2-3 раза, а трёхприходские церкви имели право содержать ещё двух диаконов. 

В XIX веке неоднократно производились так называемые разборы духовенства, в ходе которых священно- и церковнослужители, не имевшие места или занимавшие не предусмотренные штатами места, а также провинившиеся в чём-либо, переводились в податные сословия или в качестве рекрутов отправлялись в армию (последний рекрутский набор, касавшийся представителей духовенства, был проведён в 1831 году). Аналогичные меры предпринимались по отношению к детям духовенства. 

В 1764 году грянула очередная церковная реформа: Екатерина II провела тотальную секуляризацию церковных и монастырских земель. Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами. Для содержания церковных учреждений (монастырей, приходов и епархиальных кафедр), ранее владевших землёй, Коллегия экономии должна была выделять определённую сумму. 

Из существовавших в России на то время 954 монастырей было ликвидировано 418. На свое содержание государство взяло лишь 226 «штатных» монастырей. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования. 

В связи с секуляризацией 1764 года часть дохода от церковных земель была направлена на содержание епархиальных управлений, епископов и консисторий, что позволило в том же году ликвидировать сборы с приходского духовенства в пользу церковных иерархов. 

С 1765 года причты сельских приходских церквей наделялись земельными наделами площадью от 36 га. Приходское духовенство обрабатывало эти земли самостоятельно, реже сдавало в аренду. Тогда же был установлен обязательный минимум (в 1801 году он был удвоен) оплаты приходскому духовенству за исполнение церковных треб. Исповедовать и причащать священник обязывался безвозмездно. 

В 1778 году были изданы новые, существенно сокращённые штаты духовенства, появление которых было связано с необходимостью привлечь на службу во вновь создававшиеся (согласно губернской реформе 1775 года) местные государственные учреждения большое число новых чиновников, которые набирались и среди духовенства, а также семинаристов. 

В 1784 году имелось 93,7 тысячи штатных мест священно- и церковнослужителей, из них 74,6 тысячи были заняты. В 1798 году указом императора Павла I прихожанам было предписано церковные земли обрабатывать и выплачивать часть доходов на содержание духовенства. Но уже в 1801 году, только вступив на престол, Александр I отменил этот указ.

В начале XIX века было вновь разрешено определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий (при недостатке лиц духовного звания). Выход из духовного сословия детей духовенства, не принявших сан, упростили. 

Во второй четверти XIX века стало вводиться государственное денежное обеспечение сельского и городского духовенства (в 1900 году денежное содержание от государства получало духовенство около половины всего количества причтов, к 1917 — 81,2%), его размер постепенно повышался. Однако и в начале ХХ века по-прежнему главными источниками существования духовенства являлись платы прихожан за требы, сборы продуктов во время так называемых обходов прихожан, например, на Пасху, Рождество.

К середине XIX века в основном завершилось формирование системы учебных заведений, предназначенных для духовенства. К 1850 году она состояла из 4 духовных академий и 47 духовных семинарий. С 1843 для дочерей духовенства открывались епархиальные училища.

В ходе реформ, осуществлённых императором Александром II, усилилась тенденция нарушения сословной замкнутости духовенства. В 1863 году выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. И уже в 1878 году бывшие семинаристы составляли 46% всех студентов. 

В 1884 году семинаристы получили право поступать в университеты без сдачи экзаменов на аттестат зрелости в гимназиях. В 1864 году детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, в 1866 — в военные училища.

В результате земской реформы 1864 года представители духовенства, являвшиеся держателями церковных земель, получили право избирать гласных земств и быть избранными в их состав. Но в 1890 году в ходе контрреформ это положение отменили и ввели назначение депутатов от духовенства в земские собрания епархиальными архиереями.

В 1867 году было отменено наследование должностей духовенства (однако традиция наследования продолжала существовать). Тогда же признали необязательной материальную помощь вновь назначенного священнослужителя своему предшественнику или его семейству. Социальная защита оставшихся за штатом клириков и семейств умерших клириков была возложена на епархиальные власти. 

В 1869 дети духовенства перестали причисляться к духовному званию: дети священников получали право возведения в личное дворянство, дети других церковнослужителей — право причисления к сословной группе личных почётных граждан. Им был предоставлен свободный выбор занятий.

Из «духовного звания» исключались лица, не имевшие священнического сана и не состоявшие на церковнослужительских должностях: певчие, церковные сторожа, звонари и др. В 1871 в ряды духовенства был дозволен доступ лицам всех сословий (однако на практике это право использовалось редко). В 1866 году ввели пенсионное обеспечение священников, в 1876 — протодиаконов, в 1880 году — диаконов. 

Улучшение материального обеспечения духовенства можно связать с сокращением его численности. Она уменьшилась в результате введения новых штатов 1869 года при Александре II: священников — с 38,8 тысячи до 33 тысячи, диаконов — с 14,3 до 7,6 тысячи. Но при Александре III, с введением штатов 1885 года, численность белого духовенства вновь возросла, в 1898 она составила 102,7 тысячи человек. 

В таком, достаточно четко очерченном, правовом положении духовенство России находилось накануне нового века, накануне Первой русской революции и вступления России в эпоху конституционной монархии. 

Права и интересы священников и членов их семей были весьма определенно прописаны в законодательстве и надежно защищены государством. В то же время расширилась степень свободы священнослужителей в частной жизни. Духовенство окончательно оформилось в правовом отношении как одно из привилегированных сословий Российской империи. 

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 23 апреля