Перед Второй мировой войной на Русскую православная церковь обрушились гонения, почти не имеющие аналогов по своему масштабу в мировой истории. За четыре года число храмов во всей России сократилось более чем в сто раз, были расстреляны десятки тысяч священников, отправлены в концлагеря – сотни тысяч.

Однако помощь церкви государству во время войны кардинально изменила ситуацию. РПЦ достигла договоренностей со Сталиным и стала юридическим лицом. О самых страшных годах русской церкви и окончании трагического периода рассказывает в двадцать четвертом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Гонения на церковь, начавшиеся с особенным размахом и жесткостью в 1929 году, продолжались до 1933-го. Значительная часть духовенства за это время была заключена в лагеря. За эти годы в СССР было арестовано около 40 тысяч церковно- и священнослужителей. В одной только Москве и Московской области арестовали 4 тысячи человек. 

Большая часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, многие были расстреляны. Смертность среди священников, оказавшихся в лагерях, была очень высока из-за пожилого и преклонного возраста многих из них. 

Наконец, в 1935 году ЦК ВКП (б) подвел итоги антирелигиозных кампаний, проводившихся последние несколько лет, и был составлен один из итоговых документов. В нем были засвидетельствованы как «успехи» в борьбе с духовенством, так и то, что эта борьба не привела к окончательной победе над очагами инакомыслия. Более того, в справке отмечено, что в защиту прав церковнослужителей выступает все больше граждан страны.

Показателем усиления религиозности населения и активности верующих был рост жалоб и резкое увеличение числа ходоков в Комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Если в 1934 году число жалоб на неправомерные действия властей по отношению к священникам составляло 8229 обращений, то в 1935 году таких жалоб поступило уже 9221. Число же ходоков в 1935 году составило 2090 чел., что было вдвое больше, чем в 1934 году. 

После небольшой «передышки» начался новый этап гонений, совпавший с годами массовых необоснованных репрессий, затронувших все слои населения СССР. Этот натиск на права священников должен был по замыслу его организаторов уже физически сокрушить православие. 

В начале 1937 года власти вообще поставили вопрос о существовании РПЦ в качестве всероссийской организации. И.В. Сталин поручил это дело Г.М. Маленкову, который составил записку в адрес вождя с предложением отменить декрет ВЦИК от 8.04.1929 года «О религиозных объединениях», в соответствии с которым религиозное общество могло быть зарегистрировано при наличии заявления от 20 человек. 

По мнению Маленкова, этот декрет способствовал нежелательному для власти организационному оформлению «церковников» (в форме двадцаток), поэтому предлагалось изменить порядок регистрации религиозных обществ и вообще покончить с органами управления «церковников» в том виде, как они сложились к концу 1920-х годов. Отмечалось, что всего по СССР в двадцатках состояли около 60 тысяч человек. 

К разработке новых документов, еще более ухудшающих правовое положение церкви, приложил руку и нарком внутренних дел СССР Н.И. Ежов. 2 июля 1937 года он предложил Сталину отменить инструкцию постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИКа по вопросам культов «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» под тем предлогом, что «ряд пунктов этой инструкции ставит религиозные объединения на положение едва ли не равное с советскими общественными организациями». 

Нарком тем самым прямо предлагал проводить дискриминационную политику по отношению к религиозным объединениям, не уравнивая их в правах с «советскими общественными организациями».

Массовые репрессии 1937-1938 гг в наибольшей степени коснулись духовенства. Следственные дела по священникам отличались краткостью, так как, если в отношении других граждан еще необходимо было соблюдать видимость поиска доказательств, то по отношению к церковнослужителям этого не требовалось: сама принадлежность к духовенству служила достаточным основанием для вынесения суровых приговоров. 


По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4 000, расстреляно 1900.


К весне 1938 года власти сочли, что РПЦ физически уничтожена и поэтому отпала необходимость содержать специальный государственный аппарат по надзору за церковью и проведению в жизнь репрессивных распоряжений. 

16 апреля 1938 года Президиум Верховного Совета СССР постановил ликвидировать Комиссию Президиума ЦИК СССР по вопросам культов. Из 25 тыс. церквей в 1935 году после двух лет гонений в 1937 и 1938 годах в Советской России осталось всего 1277 храмов. 

В итоге получилось так, что во всей России в 1939 году храмов стало меньше, чем в одной Ивановской области в 1935 году. Таким образом, гонения, обрушившиеся на РПЦ в конце 30-х годов, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории.

К 1941 году гонения на церковь по всей стране были приостановлены. К этому времени количество церквей сократилось по разным данным до 150-400 храмов.

В первый же день войны, 22 июня, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий написал и собственноручно отпечатал на машинке послание, в котором призывал православный русский народ на защиту Отечества. Документ, распространенный по всем приходам, безусловно, носил исторический характер.

Вслед за Сергием 26 июля 1941 года к верующим Ленинградской епархии с посланием "Церковь зовет к защите Родины" обратился митрополит Алексий. Таким образом, в чрезвычайных условиях превыше всего для церкви оказались не предубеждения и обиды, а вековые традиции национального и патриотического служения русского православия. За годы войны патриарший местоблюститель обращался к верующим с патриотическими воззваниями 24 раза, откликаясь на все главные события в военной жизни страны.

Опасность, нависшая над СССР, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция РПЦ побудили советское правительство к изменению религиозной политики. В стране начали открываться приходы, закрытые в 1930-е годы. Оставшиеся в живых священнослужители освобождались из лагерей и возобновляли служение в храмах. В печати прекратилась антирелигиозная кампания.

Патриотическая деятельность РПЦ проявлялась в военные годы в разнообразных формах. Так, в пяти действующих православных церквях Ленинграда даже в годы блокады продолжались службы. Митрополит Алексий оставался в городе и каждое воскресенье служил в Никольском соборе, призывая народ к мужеству и надежде. 

Молебны о даровании победы РККА проходили по всей стране. Сотни священнослужителей оказались в рядах действующей армии. Будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен начал свой боевой путь по фронтам Великой Отечественной войны в качестве заместителя командира роты. 

Одним из важнейших направлений патриотического служения Церкви в период войны стала материальная помощь государству и армии. Сбор пожертвований в фонд обороны и советского Красного Креста начался уже 23 июня 1941 года. Всего за годы войны взносы от РПЦ в фонд обороны составили свыше 300 млн рублей. Причем средства жертвовались даже на оккупированной врагом территории и оттуда доставлялись в Наркомат финансов СССР.

На таком фоне на рубеже 1942-1943 годов митрополит Сергий предпринял важный шаг на пути к фактической легализации церкви. Он направил Сталину телеграмму, в которой просил разрешение на открытие банковского счета РПЦ, куда вносились бы средства, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. В начале 1943 года Сталин дал на это свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил церковь за ее труды. Получив разрешение открыть банковский счет, РПЦ стала юридическим лицом.

31 августа 1943 года из Ульяновска в Москву вернулся митрополит Сергий. 4 сентября он вместе с митрополитами Алексием и Николаем был приглашен в Кремль для беседы с председателем Совнаркома Сталиным. В ходе состоявшейся встречи удалось достичь нескольких важных целей, включая созыв Собора и избрание патриарха. 

Кроме того, создавался специальный государственный орган, призванный осуществлять связь между правительством и руководством Церкви - Совет по делам Русской православной Церкви. Правительство также решило предоставить РПЦ для размещения патриархии бывшую резиденцию германского посла в Москве Шуленбурга. Было принято решение об открытии в Москве Богословского института и Богословско-пастырских курсов.

Только с января по ноябрь 1944 года по стране было открыто свыше 200 церквей. В августе 1945 года на территории СССР действовало 10 243 церкви и молитвенных дома, имелось 75 православных монастырей. Совнарком СССР предложил местным органам власти не препятствовать их деятельности, сохранив за ними занимаемые жилые и служебные помещения, земли, скот и сельскохозяйственный инвентарь. 

Постановлением правительства от 23 августа 1945 года разрешалось производить колокольный церковный звон в городах и селах. Таким образом, правовое положение церкви и духовенства явно изменилось в лучшую сторону.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 4 июня