Революционный трибунал рассмотрел дело английского поданного, которому вменялся целый букет преступлений: шпионаж, участие в заговоре против главы петроградской чрезвычайной комиссии, контрабанда денег, дача взяток, незаконное пересечение российско-финской границы, сопротивление красноармейцам. 

Несмотря на то, что в процессе не нашли подтверждения практически все обвинения — за исключением только попытки сбежать из России через Финляндию — суд решил, что представители иностранной буржуазии, и в первую очередь именно английской, представляют потенциальную опасность для советской власти, а потому обвиняемого направили в концлагерь до тех пор, пока взаимоотношения России и Англии не урегулируются.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 31 мая 1919 года*. 


Революционный Трибунал

Дело англичан Д. Д. Тернера и Г. И. Рейнера

30-го мая в Революционном Трибунале, под председательством тов. Петерса и в присутствии членов Трибунала тт. Данилина и Григорьева, рассматривалось дело английских граждан: Гаральда Ивановича Рейнера и Джорджа Джефри Тернера. Последний умер от тифа в госпитале в Петрограде и на скамье подсудимых только один Г. И. Рейнер.

Дело заключается в следующем: английские подданные Д. Д. Тернер и Г. И. Рейнер, бывшие текстильщики, были в России представителями английской торговой мануфактурной фирмы. Тернер был одно время арестован в связи с делом об убийстве тов. Урицкого, но, вследствие недоказанности обвинения, после 2-х месяцев крепости был освобожден.

Тернеру и Рейнеру тогда же были предъявлены обвинения: 1) в укрывательстве колоссального количества мануфактурных товаров на Гутуевсом острове, 2) в собирании сведений государственного характера в пользу союзников, 3) в участии в заговоре на тов. Урицкого, 4) в отправке за границу русских денег и 5) в попытке перейти русско-финскую границу без законного на то разрешения и сопротивлении при задержании, оказанном пограничной охране, и предложении ей взятки.

При допросе обвиняемые показали, что в январе текущего года, они действительно пытались перейти русско-финскую границу нелегальным путем, при помощи одного крестьянина, которому уплатили за это тысячу рублей. В лесу они были встречены финским красноармейским патрулем, которым и были задержаны. Оба обвиняемые категорически отрицали сопротивление красноармейцам, а также отвергали предложение ими взятки.

Следственная комиссия Революционного Трибунала при В. Ц. И. К., остальные пункты обвинения против Рейнера и Тернера, а именно: 1) укрывательство мануфактуры, 2) участие Тернера в убийстве т. Урицкого, 3) собирание сведений чрезвычайной важности в пользу держав Согласия – признала ни на чем не основанными, так как в деле по этому поводу материала не имеется.

Защищал Рейнера т. Гольдман. Из свидетелей явился только красноармеец финн Копонен, который показания свои давал через переводчицу.

После совещания, Трибунал вынес следующий приговор:

«Революционный Трибунал находит, что обвинение Рейнера в попытке разоружить красноармейцев и затем их подкупить – не доказано. Факт же попытки перейти границу Р. С. Ф. С. Р., считает доказанным.

Принимая во внимание, что международный империализм старается всеми силами задушить Советскую власть, и что на первом месте в этом отношении стоит английская буржуазия, что по многим контрреволюционным делам видно, что эта буржуазия старается через своих агентов использовать всякие сведения из России в своих целях, что Рейнер, как английский подданный и агент английской буржуазии, мог быть использован для этих целей, если бы ему удалось перейти границу, - Революционный Трибунал постановляет поэтому: Г. И. Рейнера заключить в концентрационный лагерь до окончания враждебных отношений между английским правительством и Советской Россией».

(Известия Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены