На разгар перестройки пришлось событие мирового масштаба – тысячелетие крещения Руси. Оно было встречено масштабными празднествами, законодательными изменениями в отношении прав церкви и широко освещено в прессе. Символично, что именно этот юбилей завершил историю воинствующего атеизма в СССР как государственной идеологии.
О правовом контексте празднования 1000-летия православия в России и путях возвращения священнослужителями себе полноценных прав с помощью отживающих свой век советских механизмов рассказывает в двадцать седьмом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Политика «перестройки», провозглашенная правящей Коммунистической партией, привела к постепенным, но серьезным улучшениям и в сфере защиты прав российского духовенства. Уже с 1986 года церковная жизнь в Советском Союзе начала понемногу налаживаться, хотя у власти по-прежнему находилась компартия с ее антирелигиозной идеологией.
В печати, несмотря на сохранившуюся цензуру, стали появляться статьи с утверждениями о том, что православная церковь должна сыграть одну из главных ролей в деле ожидаемого духовного возрождения страны. Правительство подготовило новый проект важного закона «О свободе совести и религиозных организаций», который предполагал наделить церковные учреждения правами юридического лица, чего до тех пор в советском законодательстве не было.
Еще более ощутимыми стали позитивные изменения с 1987 года, когда наметился небольшой рост числа действующих храмов. В этом же году было отменено требование обязательного предъявления паспортов родителей при крещении ребёнка. Оно предоставляло возможность местным властям сообщать о таких случаях по месту работы родителей для принятия в отношении них каких-либо мер воздействия и наказания.
Начался также постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее, до гонений, находившихся в церковном ведении; происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и ограничения деятельности религиозных объединений.
В 1987 году состоялось частное, но знаковое решение правительства: церкви была передана знаменитая своими старцами Оптина пустынь и древний Толгский женский монастырь в окрестностях Ярославля. А в 1988 году произошло не очень масштабное, но также знаменательное событие: была освящена Введенская церковь в селе Сухарево Белгородской области, она стала первым капитальным вновь построенным храмом в новейшей истории России.
Также в 1987 году объявили амнистию, которая коснулась осужденных диссидентов и тех священников, которые были заключены или сосланы за свою религиозную деятельность. 28 января 1988 году Совет по делам религий отменил нормативные акты, ограничивавшие деятельность церковных приходов.
Но по-настоящему переломным моментом в отношениях церкви и государства явилось празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году. Начиная с этих мероприятий, был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению: впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.
В апреле 1988 года состоялась встреча патриарха Пимена и постоянных членов Священного синода с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым. Прием освещали тележурналисты из разных стран мира. На этой встрече Горбачев заявил, что трагические события периода культа личности не обошли церковь, но правительство приступило к исправлению ошибок и готовит закон о свободе совести.
Перед юбилейными торжествами, в начале 1988 года, пленум Верховного суда СССР отменил как незаконные ряд приговоров по политическим делам 1937–1938 гг., включая дела представителей духовенства. Этим было положено начало важному процессу массовой реабилитации репрессированных в годы сталинского террора.
Тысячелетний юбилей введения христианства на Руси был признан ЮНЕСКО выдающимся событием в истории мировой культуры. На празднование в июне 1988 года в Москве собрались члены поместного собора и более пятисот гостей из разных стран – патриархи антиохийский, иерусалимский, александрийский и главы других православных церквей, большая делегация из Ватикана, представители нехристианских конфессий, общественные и политические деятели. Торжества открылись Божественной литургией в московском Богоявленском храме.
8 июня был обсужден и принят новый Устав Русской Православной Церкви. Основой устава явилась православная идея соборности, Устав ввел периодичность созыва поместных и архиерейских соборов. Согласно уставу, патриарх является первым среди епископов, но подотчетен соборам; он управляет церковью вместе со Священным синодом, на заседаниях которого председательствует.
На следующий день после закрытия собора большой группе иерархов РПЦ во главе с патриархом Пименом были вручены государственные награды. Можно сказать, что после 1988 года воинствующий атеизм в Советском Союзе как государственная политика перестал существовать.
В стране повсеместно начали возвращать верующим разграбленные и полуразрушенные храмы, за восстановление которых клир и паства взялись с большим энтузиазмом.
Подтверждением принципиального изменения религиозной политики государства в условиях перестройки явилось избрание в 1989 году около 300 служителей различных религий, в том числе 192 православных священников, народными депутатами Советов различных уровней. Это свидетельствовало о том, что священники, действительно, получили равные политические права с другими гражданами и смогли их реализовать на практике.
Полный статус юридического лица был обретен РПЦ 30 мая 1991 года, когда министерство юстиции РСФСР зарегистрировало Гражданский устав Русской православной церкви, одобренный Священным синодом 31 января того же года, что стало возможным с изменением законодательства о свободе совести и религиозных организациях в СССР.
До того правовой статус РПЦ регулировался постановлением ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года, изданным на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Государственная власть РСФСР в 1990-1991 годах сделала еще несколько шагов на пути к восстановлению прав духовенства, в частности 31 декабря 1991 года вышло распоряжение президента России «О возвращении Русской православной церкви строений и религиозной литературы».
Были учтены пожелания иерархов церкви по поводу возрождения и легализации церковных праздников. Так в декабре 1990 года постановлением Верховного совета РСФСР дата Рождества Христова была объявлена праздничным нерабочим днем.
Анализируя правовое положение духовенства в СССР и России, необходимо отметить, что при прежнем тоталитарном режиме писаные законы далеко не всегда соблюдались на практике.
Отсюда анализ только советского законодательства не дает полной картины настоящего правового положения духовенства. Более того, он может привести к неверным выводам. В условиях доминирования политических и идеологических установок КПСС над законом правовая дискриминация духовенства на практике была еще более ярко выраженной, чем это отражалось в документах.
Произвол партийных чиновников на местах наблюдался повсеместно и зависел часто от субъективных взглядов на религию того или иного руководителя. И защитить свои даже урезанные права священнослужители в советском государстве не могли в принципе. Ни прокуратура, ни суд не выступали в роли защитников прав человека, а тем более в роли защитников прав духовенства. И вообще никакой системы и механизмов защиты прав граждан в СССР не существовало.
Поэтому одна только смена курса руководства КПСС уже серьезно повлияла на правовое положение духовенства. Власти на местах чутко уловили эту смену вектора и оперативно отреагировали, прекратив политику незаконного притеснения священников.
А сами священнослужители отныне за защитой своих прав обращались обычно сразу в партийные органы, минуя государственные структуры и апеллируя к решениям центральных органов партии. И в новых условиях это оказывалось действенным, так как партийные чиновники на местах воспринимали самые общие декларации и речи своего лидера как непосредственные установки и указания к действиям, не дожидаясь оформления этих рекомендаций в директивных государственных документах.
В итоге, по факту священники в этот период попали в условия режима «наибольшего благоприятствования».
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 25 июня