После распада Советского Союза российское духовенство едва ли не впервые в своей истории обрело всю полноту прав и свобод. Их обеспечению были посвящены специальные пункты в Конституции, Уголовном кодексе, КоАП, Трудовом кодексе, УПК, Законе «О плате за землю» и других нормативных актах. 

О деталях происходившего с первого года существования современной России законодательного процесса облегчения условий работы духовенства и предоставления ему особых правовых условий рассказывает в двадцать восьмом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


После принятия Съездом народных депутатов РСФСР решения о суверенитете Российского государства в 1990 году и после распада СССР все вопросы защиты прав человека и гражданина перешли в ведение законодательных и правоохранительных органов Российской Федерации. 

Власти республики продолжили курс на полное восстановление прав духовенства, взятый СССР в годы перестройки. В результате устранения коммунистической идеологии как основы государственной политики отношение российского руководства к церкви приобрело устойчивый позитивный характер.

После 1991 года стало еще более интенсивным начатое ранее возвращение Русской Церкви ее святынь, храмов и монастырей. Церкви были переданы знаменитые северные обители – Соловецкий и Валаамский монастыри, в Новгороде патриарх Алексий II освятил закрытый с 1929 года Софийский собор, а Успенский собор Московского Кремля вновь стал патриаршим собором Русской православной церкви. 

В 1993 году патриарх освятил восстановленный Казанский собор на Красной площади, а осенью 1994-го началось восстановление главного храма дореволюционной России – Христа Спасителя в Москве, которое к 1998 году было закончено. 

С тех лет и по настоящее время каждая структурная единица, находящаяся в каноническом ведении Русской православной церкви, зарегистрирована Министерством юстиции как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация), со всем объемом положенных в этом случае прав без малейшего изъятия или их умаления. 

С точки зрения налогообложения законодательство РФ рассматривает структуры РПЦ, как и прочих религиозных объединений, в качестве некоммерческих организаций (НКО). Русская православная церковь предоставляет Федеральной регистрационной службе финансовую отчётность упрощённой формы, предусмотренной для религиозных объединений, и имеет ряд налоговых льгот. 

Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила важнейшие гарантии реализации прав религиозных организаций. К ним относятся следующие положения: Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности; каждому гражданину гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства.

Также и самые общие положения Конституции тоже можно рассматривать как нормы, защищающие права духовенства и верующих. В частности, часть 2 статьи 17 Конституции гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что, несомненно, относится и к религиозным правам и свободам. 

26 сентября 1997 года в России был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», по которому священники и религиозные организации были наделены широкими правами. Так церковь получила право обращаться к президенту РФ с просьбой о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов для своих священнослужителей. 

Священники, согласно этому закону, могут беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях, иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей. 

Кроме этого, духовенство получило право проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан.

В развитие положений Конституции закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года установил запрет на введение каких-либо преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Все граждане РФ абсолютно равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к вере и религиозной принадлежности.

Священники получили право свободно производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу и печатные, аудио- и видеоматериалы, а также иные предметы религиозного назначения. В целях пополнения своих рядов духовенство имеет право создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала.

Права духовенства России защищены и другими нормативными актами. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. С 1996 года воспрепятствование деятельности священников и религиозных организаций является составом преступления, предусмотренного ст. 148 Уголовного кодекса РФ.

К юридическим гарантиям реализации права на свободу совести также относится и право гражданина, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданскую службой

В то же время государство ведет себя корректно и деликатно по отношению к тем вопросам, которые регулируются самой церковью. Так, Трудовой кодекс не регулирует отношения религиозных организаций со священнослужителями. По мнению авторитетных ученых правоведов, противоположное решение законодателя явилось бы вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных организаций и могло бы создать трудноразрешимые проблемы в правоприменительной практике.

Таким образом, в России, взявшей курс на строительство правового государства, права духовенства надежно защищены и законодательством, и на практике. Священники уравнены в правах со всеми слоями населения и пользуются всем набором гражданских прав, т.е. достигли полноправия. 

А если и есть особенности правового положения священнослужителей, то они объясняются спецификой их деятельности и направлены на облегчение условий работы, на то, чтобы духовенство могло беспрепятственно осуществлять свою миссию. 

Так, Закон РФ «О плате за землю» устанавливает норму, в соответствии с которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. 

А Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет, что при производстве по уголовному делу священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, известным ему из исповеди.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 2 июля