РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко. 

Именно в интересах людей, профессионально занимающихся торговлей, коим изначально было купечество, на Руси были созданы первые писанные законы, посвященные защите прав человека. Любопытно, что практически сразу они приобрели международный характер. 

В первом материале цикла речь пойдет об успешном опыте регламентации прав русских купцов в договорах с Византией. 


Купечество в составе населения Руси и России обладало относительно небольшим удельным весом. Однако роль этого сословия в экономической жизни страны и в создании государственности и права была непропорционально высока. Именно купцы выступали и следствием общественного разделения труда, и причиной его углубления.

На заре образования единого Древнерусского государства в экономике восточнославянских племен господствовало натуральное хозяйство, т.е. всё необходимое выращивалось и производилось в рамках одного рода или племени. Потому и потребности в обмене продуктами не существовало. 

Но при первых же проявлениях специализации регионов на производстве преимущественно одного из видов продукции резко обозначилась необходимость в появлении особого слоя людей, профессионально занимающихся организацией обмена товарами между отдельными районами и племенами. 

И такие люди появились. Собственно, в небольшом числе они существовали и ранее, доставляя населению племен некоторые товары, которые заведомо не могли производиться повсеместно (скажем, соль или что-нибудь из ассортимента «заморских» товаров). Но на ранних, догосударственных этапах истории их было очень мало, и они погоды не делали. 

Однако по мере роста производительности труда и производительных сил, по мере углубления процесса районирования производства различных продуктов сельского хозяйства и ремесел роль этого отряда людей повышалась. Купцы в известном смысле вырастали в государствообразующий социальный слой и фактор. Ведь именно они создавали и укрепляли между племенами те самые торгово-экономические связи, которые в дальнейшем и «связали» эти племена в единое государство.

Так сложилось в истории России, что первые письменные источники права, направленные на защиту прав человека, появились именно в целях защиты прав купцов. Это объяснялось тем, что на самых ранних этапах формирования русского государства, когда еще не существовали писаные законы, права человека (в подавляющем большинстве — это свободные крестьяне-общинники) защищались сложившимися в племени обычаями, т.е. традиционным неписанным «обычным правом». 

Но это касалось тех людей, которые жили постоянно в рамках своего племени или племенного объединения. Купцы же по роду своей деятельности часто оказывались за пределами ареала обитания родных и родственных племен и потому нуждались в особой форме защиты своих прав. Ведь «обычное право», господствовавшее на родине, не являлось законом для чужеземцев.

Древнерусское государство и образовалось совсем не случайно вдоль магистрального торгового пути «из варяг в греки». Соответственно, русские купцы довольно часто оказывались на территории «греков», т.е. в Византии, где и продавали свои товары, привезенные «из варягов» и Руси. В ходе этой деятельности они, естественным образом, вступали в различные отношения с местным купечеством, с покупателями и с представителями византийской администрации. 

При неотрегулированности межгосударственных отношений в правовой сфере между Русью и Византией в IX- начале X вв. русские купцы оказывались лишенными правовой защиты. Их безнаказанно мог «обидеть» каждый сильный в чужой империи. Вот почему и возникла у недавно созданного Древнерусского государства потребность в первоочередном создании и письменной фиксации правовых актов, направленных прежде всего на защиту прав своих купцов.

В 907 году киевский князь Олег совершил удачный поход на Константинополь. Эта победа русских сильно встревожила византийского императора, который, дабы предотвратить подобные нападения в будущем, предложил заключить мирный договор на выгодных для Руси условиях. И такой договор был подписан в Византии обеими сторонами. Судя по содержанию статей соглашения, многие положения были, по-видимому, просто продиктованы победителями, т.е. русскими.

Собственно, все выгодные для Руси положения договора касались как раз защиты прав русских купцов на территории Византии. Русские торговые люди были полностью освобождены от уплаты 10-процентной таможенной пошлины на все товары ввозимые и вывозимые из бухты Золотой Рог (узкий залив длиною 8 км., впадающий в пролив Босфор в месте его слияния с Мраморным морем). 

Русские купцы получали право и привилегию селиться в особом районе — квартал Святого Маманта — на европейском берегу Босфора. Там они получали защиту византийского государства и могли жить непрерывно до полугода. Византийская империя при этом брала на себя все расходы по проживанию здесь русских купцов в течение данного времени. Кроме того, что русским купцам предоставлялось бесплатное жилье, они, как было указано в договоре, получали «возможность мыться в банях, сколько захотят».

Византийцы вынуждены были в интересах русских купцов даже внести изменения в свое береговое право. Так, если ранее судно, выброшенное штормом на берег, традиционно подвергалось разграблению местным населением, то, согласно договору 911 года, владельцы береговой линии теперь обязывались оказывать помощь русским купцам, потерпевшим кораблекрушение, спасать их и их имущество и бесплатно ремонтировать поврежденные русские корабли.

В договоре защищалось и право на жизнь русских купцов: одна из статей гласила: тот, кто убьет «русина, да умрет там же, где учинит убийство». Строго наказывались и те, кто наносил русским купцам обиды, побои или раны. В статье 4 договора говорилось: «Ежели кто ударит кого мечом или прибьет каким-либо другим орудием, то за сие ударение или побои по закону русскому да заплатит пять литр серебра. Ежели же учинивший сие не будет иметь достатка, — да отдает столько, сколько может, да снимет с себя и ту самую одежду, в которой ходит, а в остальном да клянется по своей вере, что у него некому помочь в платеже, после чего иск прекращается».

Защищались в договоре и наследственные права русских купцов и членов их семей. Статья 11 утверждала следующее положение: «Ежели кто из русских умрет, не распорядившись своим имением, или не будет иметь при себе своих, то имение его да отошлют к его ближним в Русь. Но ежели он по своему имению сделает распоряжение, то тот, кого он напишет наследником имения, да возьмет назначенное ему, да наследит имение».

Следующий по времени договор князя Игоря с Византией — 944 года был менее выгоден для русских из-за неудачного похода русской дружины на Константинополь, но из него мы видим, что права русских купцов по-прежнему защищены особо. Они выделены из всех других руссов, прибывающих в Византию, т.е. они признаются особым отдельным сословием, своеобразным классом со своими особыми правами. Купцы по правовой защите стоят сразу после княжеских послов. Если грамоты послов скреплялись золотыми печатями князя, то купеческие документы — серебряными.

Таким образом, по объективным историческим обстоятельствам самые первые опыты по защите прав человека в писаном русском законодательстве были поставлены на примере защиты прав русских купцов. И этот опыт можно считать удачным.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 9 июля