Народный суд рассмотрел дело об антисемитской фразе: советская служащая поделилась некорректным мнением со своим супругом. Суд отметил, что антисемитизм — это явление «уродливое и человеконенавистническое». Между тем, считая, что «некрасивая, с антисемитским духом, фраза была брошена в интимном разговоре со своим мужем», он решил ограничиться наказанием в виде общественного порицания.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 2 июля 1919 года*. 


Народный Суд. Антисемиты

На днях в народном суде Пименовского участка разбиралось дело Варвары Васильевны и Николая Михайловича Чистяковых, обвиняемых в произнесении погромных фраз.

На Страстной площади Варвара Чистякова говорила своему мужу, что «в трамваях везде пахнет жидами».

Суд, признавая антисемитизм явлением уродливым и человеконенавистническим, но считая, что «некрасивая, с антисемитским духом, фраза была брошена Чистяковой в интимном разговоре со своим мужем», постановил: выразить гр. Варваре Васильевне и Николая Михайловичу Чистяковым общественное порицание.

В приговоре суда говорится, что фраза: «пахнет жидами» «производит впечатление погромное и недопустима, особенно среди лиц, работающих на государственной службе» (Чистяковы – советские служащие).

Обвинял Чистяковых тов. Вардин.

Письма в редакцию

Вниманию Трибунала и В. Ч. К

Долг коммуниста и честного гражданина Советской республики властно требует предать огласке возмутительный факт: 

Несколько месяцев назад был арестован за мошеннические проделки заведующий хозяйственной частью железнодорожного отдела центрального управления Народного банка гражданин Кнатц. Был установлен факт мошеннических проделок; вел следствие тов. Тартаковский, который и передал это дело московскому трибуналу.

Но почему-то до сих пор Кнатц не только на свободе, но В. Ч. К. пользуется его услугами: по его указанию был арестован целый ряд лиц из центрального управления Народного банка, в том числе его заместитель по хозяйственной части, тов. Красиков. Сам Кнатц ходит по банку и производит обыск, как официальное лицо несмотря на то, что он из банка уволен. Я громогласно заявляю и беру на себя полную меру ответственности, что Кнатц – ловкий авантюрист и мошенник.

Надеюсь, что мое громогласное заявление, наконец, возымеет свое действие, так как в свое время В. Ч. К. осталась глуха к моим неоднократным заявлениям.

Член Р. К. П., секретарь центрального управления Народного банка О. Огуз. 

Злоупотребления кассира

Я отправился в центральную железнодорожную кассу (во 2-м Доме Советов) 28 мая, в 10 ч. 30 мин. утра, купить месячный билет до станции «Перловка». К моему изумлению, кассир завел форменный торг6 запросил 15 руб. и уступил за 12 р. 80 коп. Я предполагал, что это ошибка или случайность, но через несколько дней я пошел с дочерью купить для нее месячный билет на ту же станцию «Перловка», и этот же кассир запросил с нее еще большую сумму – 18 руб. и уступил за 14 р. 60 коп. Позже я узнал, что такой же торг произошел при покупке билетов с моими соседями, т.т. Прокофьевым и Разумовским: с того и с другого он взял разные цены. Думаю, что железнодорожное ведомство примет меры для выяснения фамилии кассира, сидевшего в кассе 23 мая, утром.

А. М. Рога.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений новиков 


* Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены