Новгород являлся важнейшим торговым городом Древнерусского государства. Фактически правили им купцы, благодаря чему было сформулировано и принято множество профильных законов. Они существенно расширили права торговцев и стали ориентиром для последующих законодательных решений.
Об особенностях жизни купцов в республике рассказывает в третьем эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Исследуя правовые положения купечества на Руси невозможно не остановиться на Новгороде Великом — наиболее важной торговой точки Древнерусского государства.
Это действительно был преимущественно купеческий город. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался важнейшей фигурой среди горожан, о которой складывались сказки и легенды. Не случайно главным героем новгородских былин был не богатырь, не воин, а именно купец — легендарный Садко.
Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими собой хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т. п.
Артели создавались не только для достижения коммерческих целей, но и для того, чтобы в их составе было легче отстаивать свои права и интересы. Члены таких купеческих артелей были, пожалуй, самыми активными участниками всех народных собраний — вече, на которых и решались важнейшие вопросы жизни города и всей Новгородской земли.
Купцы являлись на вече достаточно организованными и подготовленными, успешно влияли на формирование повестки дня и вносили на вече уже грамотно сформулированные проекты резолюций в защиту своих прав. Не секретом было и то, что купеческие артели еще до голосования на вече заранее запасались своими сторонниками из других слоев населения, откровенно подкупая их. Таким образом, лоббирование нужных для купечества решений в верховном органе власти Новгорода было поставлено на широкую ногу. И купцы в итоге добивались для себя все новых и новых привилегий.
Самые основательные новгородские купцы также в интересах защиты своих прав объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», называвшуюся тогда «Иваново сто». Она имела свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний.
На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при них находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.
Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий, выбиравшийся на вече. Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.
Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.
В период феодальной раздробленности Новгород стал суверенным государственным образованием, и с 1136 года здесь утвердилась республиканская форма правления. Высшие должностные лица — посадник, тысяцкий и архиепископ — избирались на вече, на котором ведущую роль играло купечество.
Князь же приглашался, также по решению вече, и имел довольно ограниченные полномочия. Главным образом он выполнял со своей дружиной внешнюю — оборонительную функцию, т.е. нанимался для защиты города и разделял с посадником судебную деятельность. Все его полномочия были строго очерчены в отдельном договоре с новгородцами, в котором были изложены и различные ограничения, и запреты.
Так, купцы озаботились тем, чтобы пришелец князь-наемник не «осел здесь с дружиною на землю». Согласно договору, ему запрещалось приобретать землю в Новгородской республике и раздавать земли новгородских волостей своим приближенным. Он не мог вершить суд за пределами города и управлять волостями, не имел права объявлять войну и заключать мир. В случае нарушения договоров князь могли изгнать.
То, что Новгород стал самым богатым городом на Руси и превратился в своеобразную купеческую республику способствовало его уникальное и исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде одновременно могли стоять десятки купеческих кораблей.
В литературе порой называют Новгород «боярской республикой». Можно с этим согласиться, но необходимо уточнить: практически все новгородские бояре занимались торговлей. И главным в этом государстве была не земля, а капитал. Потому здесь и не было классического феодализма, на базе которого неизбежно утверждается монархическая форма правления.
То же самое географическое положение спасло новгородских купцов от вторжения монгольских завоевателей. Весной 1238 года монголы, не дойдя 100 верст до Новгорода, повернули назад. О причине этого поворота до сих пор спорят историки.
В числе других версий причин отступления завоевателей от Новгорода существуют две, на наш взгляд, самые правдоподобные, которые имеют отношение именно к купеческой специфике этого города. Так, весьма вероятно, что Бату-хан, оценив крайне удобное расположение Новгорода на торговых путях, не подверг Новгород сожжению и уничтожению именно потому, что хотел оставить его в качестве связующего звена в торговле Востока с Западом, т.е. с Ганзейским союзом. А этим вопросам хан придавал большое значение.
Вторая версия тоже касается купцов: они, якобы, собрали большие суммы денег и откупились от монголов. Это так же вполне могло быть: новгородские купцы были настолько богаты, что с ними в этой части не мог сравняться ни один русский князь.
В Новгороде как нигде широко использовался свод законов «Русская правда», так как в нем достаточно детально были разработаны статьи гражданского права, регулировавшие торговые отношения. В развитие этого источника права позднее появились Новгородская и Псковская судные грамоты.
Таким образом, купечество в союзе с боярами фактически заправляло всеми важнейшими делами в Новгородской республике. Располагая огромными финансовыми средствами, имея значительное влияние в обществе и используя демократические механизмы и процедуры в законодательстве, купцы обеспечили себе надежную защиту своих прав в республике. Они находились в наиболее благоприятном положении в правовом отношении, чем их коллеги во всех других государственных образованиях Руси периода феодальной раздробленности.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 23 июля