Советский аналитик рассуждает на тему преступления и наказания в советской стране, задаваясь вопросом: «Надо ли расстреливать обычных криминальных преступников или в условиях построения нового мира с диктатурой пролетариата Советской республике стоит сосредоточиться на борьбе с контрреволюционерами и вредными для власти элементами?»

Он приходит к ошеломляющему выводу, что если деятельность преступивших закон не направлена на противодействие успеху рабоче-крестьянского строя, то к ним можно не применять исправительные меры: «Суд, очевидно, имеет дело с людьми, лишь не понимающими сущность происходящей мировой революции, и к ним не могут быть применимы исправительные меры, в особенности, если они по социальному своему положению принадлежат к трудящимся классам».

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 5 августа 1919 года.*


 

Преступление и наказание в Советской Республике

1. В обществе, основанном на классовой эксплуатации одних членов его другими, преступником считается тот, кто действиями своими стремится ниспровергнуть весь сложившийся и узаконенный правящим классом порядок эксплуатации и угнетения ими трудящихся, или в частности тот, кто посягает на эксплуатацию и угнетение отдельных членов общества в противоречии или не считаясь с этим организованным и защищаемым всеми силами государственной власти порядком, устанавливаемым правящими классами для отнятия жизни, труда у других.

2. Диктатура пролетариата и крестьянства ставит себе задачей уничтожить классовое государство и, следовательно, уничтожить и самую причину всех, так называемых, преступлений, т. е. как классовых, так и типичных посягательств одних людей на жизнь, труд и достояние других, обусловленных в классовом обществе угнетением, эксплуатацией, нищетой, вырождением, невежеством, остервенелым дележом прибавочной стоимости, а также невозможностью для лиц, принадлежащих к неимущим классам, удовлетворять в рамках классового общества все их законнейшие потребности в средствах производства, пище, одежде, физическом, умственном, социальном различии и т. д., невозможностью наслаждаться плодами ими самими организованного труда и всей человеческой культурой.

3. Поэтому в настоящую эпоху открытой войны двух миров - эксплуататорского и рабочего - пролетариат и крестьянство в Советской республике признают преступлением такую деятельность, которая направлена против осуществления целей, поставленных организованными в государство пролетариатом и крестьянством, которая направлена, следовательно, к восстановлению и увековечиванию классового угнетательского строя, являющегося источником всех «преступлений» в мире. Преступлением, следовательно, в рабочем и крестьянском государстве почитаются и всякая единичная эксплуатация других граждан, всякое посягательство на их жизнь, труд и достояние с целью достижения личных своекорыстных интересов.

4. Оценка степени преступности деяния с точки зрения Советского государства зависит от того, насколько сознательно и планомерно направляло лицо или группа лиц свою разрушительную деятельность против рабоче-крестьянской диктатуры и ее организованности, и насколько действительно опасные способы достижения этих вредных целей избрало это лицо или соединение лиц.

5. Так как развитие и все существеннейшие интересы русской и мировой социальной революции настоятельно требуют, чтобы экспроприация экспроприаторов и организация трудового строя и защита жизни и безопасности республики и отдельных граждан, а следовательно, и борьба как с классовыми врагами, так и с отдельными насильниками и эксплуататорами, осуществились в советском обществе организованно, планомерно и сознательно, то, поэтому, всякое анархическое, партизанское, дезорганизаторское, производимое без полномочий на то органов Советской власти в целях личных или даже общественное посягательство на жизнь, труд и достояние граждан, живущих на территории Советов, считается преступлением.

6. Исходя из изложенного, уголовная репрессия в Советской республике против приносящих ей вред и мешающих осуществлению ее задач деяний имеет целью в данный исторический момент , в зависимости от внутренней и международной конъюнктуры обезопасить усиленное развитие и укрепление организации социалистического общества от вредоносных и опасных ей действий как со стороны отдельных лиц, так и целых классов.

7. Советская республика, окружённая со всех сторон идущими на неё открытой войной и устраивающими предательские восстания внутри влагами, в целях самозащиты революции, а следовательно, и всех величайших интересов трудящегося человечества, вынужден и обязана не останавливаться, в силу необходимости и целесообразности, диктуемыми конкретными условиями ее существования, перед самыми решительными мерами борьбы с вредоносными для неё элементами старого классового общества, вплоть до их физического уничтожения, если меры изоляции и исправительные не могут гарантировать ей невозможности новых посягательств со стороны этих элементов.

8. Поэтому каждый суд и каждый трибунал при выборе меры репрессий по отношению к вредному лицу или группе лиц, руководствуется смыслом  параграфа 3 и определяет, насколько вредный и опасный для Советской власти проступок проистекает из сознательно поставленной цели противодействовать успеху рабоче-крестьянского творчества новой жизни, или констатирует, что разрушительная дезорганизаторская деятельность лица или группы лиц обусловлена лишь узко-эгоистическими, корыстными интересами, причём сами деятели эти не ставили сознательно своей целью борьбу с новым советским строем, а вносили дезорганизацию в него в силу сохраняющихся по тем или иным конкретным причинам в их психологии пережитков и навыков, не изжитых ими в силу их отсталости и непонимания действительных интересов трудящихся классов в эпоху мировой социальной революции.

В первом случае пролетариат и крестьянство имеют перед собой сознательного и опасного врага, от деятельности коего советские органы обязаны обезопасить республику тем или иным действенным способом, во втором, суд, очевидно, имеет дело с людьми, лишь не понимающими сущность происходящей мировой революции, и к ним не могут быть применимы исправительные меры, в особенности, если они по социальному своему положению принадлежат к трудящимся классам.

П. К.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены