В древнерусском обществе ремесленники поначалу не выделялись в особую социальную категорию и первые нормы права были индифферентны к защите их интересов. Во многом благодаря этому появилась одна из наиболее интересных форм объединений по защите прав людей на основании их профессиональной специализации – цеха. На Руси они стали зарождаться уже в XII веке и отличались от классических западноевропейских форм.

О том, как цеха способствовали развитию класса ремесленников, а также о влиянии на этот процесс монголо-татарского нашествия, рассказывает во втором эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Экономическое развитие древнерусских княжеств в домонгольский период сопровождалось значительным прогрессом в ремесленном производстве. Число ремесленников в русских городах стремительно возрастало. Уже к XII веку на Руси насчитывалось свыше 60 обособленных ремесленных специальностей. 

Часть ремесел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью.

Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т.д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т.п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные. Кроме этого, в древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное, кожевенное, древодельное, камнетёсное, художественное и т.д.

Самые первые ремесленники появились в древнерусском обществе фактически стихийно и выглядели на первых порах «новичками» в структуре населения. Старое устное обычное право их не выделяло. Поэтому первоначально они сами были вынуждены бороться за свое место под солнцем и защищать свои права. В городских восстаниях периода становления феодализма в Новгороде, Киеве и в других местах главными участниками выступали именно ремесленники.

В целях достижения своих целей ремесленники были вынуждены объединяться в своеобразные корпорации. В этом проявлялась общая закономерность с процессами, протекающими в Европе. Городские ремесленники должны были конкурировать и с ремесленниками вотчинными, зависевшими от светских и духовных феодалов.

По некоторым данным, уже в домонгольский период в русских городах возникали ремесленные объединения аналогичные цеховым организациям западноевропейских городов. Это диктовалось исторической необходимостью. «В Средние века в каждом городе горожане вынуждены были для защиты своей шкуры объединяться против сельского дворянства», — писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

В классическом понимании «ремесленные цехи» — это тесно сплоченные организации производителей однородных товаров. Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий, они прежде всего защищали права своих членов. 

Задача цеха состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян. В целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать выпуск продукции, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. 

Цеховые уставы сами формулировали и утверждали права и обязанности членов союза: они регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины во главе с деканом. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную и общественную жизнь ремесленника. 

Объединения ремесленников на Руси несколько отличались от классических форм западноевропейских цехов, но более подробных источников об этом в России сохранилось не очень много из-за гибели таковых в период монгольского нашествия. Так, например, в качестве аналогов цехам в русских городах существовали братства кузнецов, объединявшиеся вокруг культа Козьмы и Демьяна — «покровителей» кузнечного ремесла. 

В таких корпорациях, в частности, регламентировались и права учеников, которые после нескольких лет ученичества могли претендовать на звание мастера, предоставив комиссии «урочные изделия» требуемого качества. 

Но в уставах говорилось и о жестких порядках пребывания в статусе учеников, т.е. не столько о праве, сколько о бесправии обучающихся. За непослушание и недостаточные успехи в овладении тайнами ремесла мастер мог строго наказывать ученика: «Многажды ремесленник кленеться не дати ученику ни ясти, ни пити». 

Если говорить о технологическом уровне древнерусского ремесленного производства, то все источники свидетельствуют о его высоких показателях. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.

Однако это развитие русских ремесел было грубо прервано монгольским нашествием. Ремесленники в правовом отношении, пострадали от завоевателей, пожалуй, больше других социальных слоев. 

Дело в том, что в Средневековье именно ремесленники считались одной из самых ценных добыч и целей грабительских набегов на другие государства. Ремесленников победители захватывали как трофеи в первую очередь. На Руси в XIII-XIV веках так и происходило: огромное число ремесленников было угнано в города формирующегося монгольского государства Золотая Орда, где их и эксплуатировали в соответствии со специальностью. 

Кроме этого, русских ремесленников захватывали и отправляли на невольничьи рынки. Центром работорговли стали крымские города Кафа (Феодосия) и Гёзлеве (Евпатория). Причем захват и вывоз ремесленников не был разовым событием в момент самого первого нашествия. Захватчики превратили это в систему, т.е. периодически они изымали из состава населения русских городов все новые поколения ремесленников. 

Это серьезным образом тормозило развитие ремесел и даже отбросило их назад, так как зачастую прерывалась поколенческая связь между опытными мастерами, уведенными в полон, и их учениками. Захватчики ведь целенаправленно уводили самых лучших производителей. Чем более искусен и талантлив был мастер — тем выше был риск стать пленником и затем рабом.

Таким образом, татаро-монгольское иго привело к тому, что русские ремесленники практически повсеместно лишились важнейшего права человека — на свободу. Они стали товаром. В результате их правовое положение ухудшилось даже по сравнению с феодально-зависимыми крестьянами, которые еще не знали крепостного права.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 10 сентября