Революционный трибунал приступил к рассмотрению дела обвинителя по резонансному «делу Бейлиса». Бывшему товарищу прокурора Отто Випперу вменяются инсценировка судебного процесса, погромные призывы в ходе судебных выступлений, заведомые оговоры и клеветнические выпады. 

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 18 сентября 1919 года.


Дело Виппера

Сегодня в московском Революционном трибунале началось дело бывшего при царском режиме товарища прокурора петербургской судебной палаты О. Ю. Виппера. Он обвиняется в том, что в бытность свою тов. прокурора принял по предложению тогдашнего царского министра юстиции Щегловитова участие в инсценировке киевского процесса Бейлиса, по обвинению его в ритуальном убийстве, ясно и отчётливо осознавая, как цели, которые этим процессом преследовались, так и средства, при помощи которых весь этот процесс был инсценирован.

Он обвиняется также в том, что входил в личное обсуждение обстоятельств инсценировки этого процесса с Щегловитовым и прокурором палаты Чаплинским и, зная отряде незаконных их действий в этом процессе, участвовал в них и в своём выступлении по делу в качестве обвинителя полностью поддержал обвинение.

Кроме того, говорится в предъявленных Випперу обвинениях, он сознательно допустил ряд явных погромных призывов, инсинуаций, оговоров и клеветнических выпадов, направленных не только против отдельных лиц, но и против еврейской национальности в целом, сознательно способствуя этим той основной цели, которую преследовало инсценировкой процесса царское правительство: создать в широких массах путём судебного приговора и вердикта присяжных враждебное по отношению к евреям настроение. Играл на тёмных инстинктах и питал националистическую ненависть, он пытался расслоить широкие массы трудящихся, натравливая их друг на друга, и тем отвлечь внимание от истинных виновников тяжелого бедственного положения, в котором царизм держал широкие трудовые массы рабочего класса и крестьянства. Этим он препятствовал развитию и росту революционного движения за освобождение этих масс от царского гнета и насилия. Он не успел в этом только по независящим от него обстоятельствам. Из следственного материала по этому делу видно, что при составлении обвинительного акта против М. С. Бейлиса встретилось затруднение в том, что ни один товарищ прокурора не изъявил согласия на основании имевшихся или вернее подобранных улик составить обвинительный акт. Нужный тов. прокурора в лице Виппера был разыскан самим министром Щегловитовым. Виппер знал об отказе прокуратуры киевской палаты от участия в деле Бейлиса и все-таки твёрдо решился на свою роль, почему и является ответственным соучастником этого дела, как и сам министр Щегловитов. 

В своей обвинительной речи Виппер с первых же слов объявил себя солидарным с общей политикой царизма. Виппер целиком поддерживал факт ритуального убийства в чисто погромных выражениях.

Виппер проиграл процесс, - Бейлис был оправдан, но это было не по вине Виппера. Он пустил в ход все, что мог: клевету, призыв к погрому, запугивание, огульное обвинение национальностей. 

Архивные данные говорят, что Виппер был вполне солидарен со всеми главнейшими воротилами этого процесса и был активным его участником до конца. 

Всю правду по делу Бейлиса, обвинявшегося в убийстве с ритуальной целью 12 марта 1911 г. мальчика Андрея Ющинского, до сих пор не удалось установить, какая ее часть скрыта царским правительством. Следствию не удалось также установить, какая часть этой правды находится до сих пор в обладании Виппера.

Вот те основные данные, с которым трибунал приступает сегодня к слушанию дела Виппера.

Председательствует в трибунале по особому приглашению президиума Московского Совета Р. и К. Деп. находящийся сейчас в Москве бывший председатель московского Революционного Трибунала Дьяконов. 

В составе судей тов. Янышев и тов. Поляков. Обвинителем выступает тов. Крыленко. Защита представлена в лице члена коллегии защитников Благовещенского. 

(Вечерние Известия)

Подготовил Евгений Новиков 


* Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены