В XIX веке российских ремесленников призван был защищать Устав цехов, в котором тщательно и подробно прописывались их права и обязанности. Значение цехов в городах во многом оказалось схоже с ролью крестьянской общины на селе.

О регламентации перехода из учеников в подмастерья и мастера, о налогообложении и законодательной защите ремесленников, а также устройстве цехов, которые выполняли государственную функцию полицейского и судебного надзора, рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Уставе цехов был подписан императором Павлом I в ноябре 1799 года. Подражая во многом Петру I, его внук с еще большей настойчивостью и педантизмом стремился последовательно и детально регламентировать все сферы жизни и деятельности в стране. В этом документе мы видим развитие петровских идей и начинаний по учреждению цеховых организаций и регламентов Екатерины II.

Каждый желающий стать ремесленником должен был, согласно Уставу, сообщить об этом городской «Ремесленной управе» и предоставить образец своей работы управному старшине и старшинским товарищам. Оценив увиденное, они выдавали соответствующее свидетельство, дающее заявителю право на производство работ по изготовлению определенного вида товара.

Если же урок не был одобрен, то испытуемый должен был ещё полгода работать у мастера. В случае если выдержавшему испытание не минуло ещё 24 лет, звание мастера ему не давалось, а разрешалось до наступления требуемого возраста «ходить по городам».

Кандидат должен был давать обязательство соблюдать ремесленное положение, для чего каждые четыре месяца общество ремесленников собиралось в управе для выслушивания данного положения.

Общая ремесленная управа была обязана заботиться о своих больных членах, охранять интересы каждого промысла и наблюдать за уплатой ремесленниками податей и исполнением повинностей, заботиться о воспитании сирот, разбирать маловажные ссоры и споры, заботиться о снабжении отъезжающих паспортами и др. Все это, конечно, касалось только ремесленников.

Управ имело право судить малолетних ремесленников и наказывать их розгами: за кражу, «мотовство», самовольную отлучку, пьянство, грубость мастеру и леность. Подмастерьев она могла отсылать в наказание в смирительный дом на некоторое время, но не более чем на один месяц: за пьянство в течение нескольких рабочих дней во время службы у мастера, самовольную отлучку, грубость против мастера и его семейства, непочтительность к старшинам и начальству.

Вступление в цех допускалось на неограниченное время, с причислением к цеховому званию и на некоторое время с сохранением прежнего звания. Временно дозволялось записываться в цехи мещанам и разночинцам, крестьянам, иностранцам. Дворяне имели право заниматься ремеслом без записи в цехи.

К записи в ремесленники допускались только люди, имевшие отдельное хозяйство и не моложе 21 года. Получивший звание ремесленника имел право производить на месте все соответствующие работы. Он обязан был в течение месяца устроить мастерскую со всеми нужными инструментами, и взять, по крайней мере, одного работника. В противном случае он исключался из списка ремесленников. Свидетельства на это звание выдавались на неограниченное время. Ремесленник был не вправе заниматься ремеслом сам от себя.

Звание мастера давалось ремесленнику «беспорочного поведения» и свободного состояния, знавшего своё ремесло, пробывшего несколько лет подмастерьем, имевшего аттестаты мастеров, у которых работал, и достаточно средств для устройства мастерской со столькими инструментами, сколько было необходимо для него и одного подмастерья.

Мастер цеха пользовался правом городского обывателя. Ему дозволялось завести мастерскую, иметь вывеску, держать в найме подмастерьев и учеников и продавать изготовляемые вещи, свойственные его цеху, но не иначе как в своем жилище или на площади, а не в специально устроенных лавках.

Ремесленники трудились шесть дней в неделю, с шести часов утра и до шести вечера. В воскресные дни и праздники ремесленники не должны были работать «без особенной нужды».

Подмастерье прописывалось жить при мастере и работать на него. Для приобретения необходимого искусства он был обязан пробыть в звании подмастерья, по крайней мере, три года, и только после этого мог пройти испытание и получить звание мастера.

Подмастерье свободного состояния не имел права без разрешения мастера брать посторонней работы, но мог с разрешения начальства и с узаконенным паспортом «ходить по городам» для усовершенствования своего ремесла. Ему запрещалось уходить от мастера и поступать на службу к другому, не получив от прежнего аттестата.

Опорочивший себя дурным поведением и заслуживший наказание подмастерье не мог быть мастером до тех пор, пока Общая ремесленная управа и старшина цеха не удостоверятся в его исправлении.

Что касается учеников, то каждый из них должен был пробыть в учении не менее трёх и не более пяти лет. По истечении трех лет мастер выдавал ученику свидетельство за прилежание и хорошее поведение.

Однако получение данного свидетельства не давало еще само по себе права считаться подмастерьем; в это звание ученика производило цеховое управление и выдавало соответствующее свидетельство. С ним бывший ученик переходил к другому мастеру, договорившись о времени найма и платеже. Содержание учеников дозволялось лишь лицам, имеющим звание мастера.

Существенная часть цехового устройства заключалась в ремесленных денежных сборах. Так, в Москве каждый мастер или хозяин при записи в цех вносил единовременно 3 рубля серебром в его ремесленную казну. В пользу той же казны при заключении условия с каждым учеником мастер платил по 20 копеек за каждый год.

Так называемые «добровольные складки» назначались ежегодно, по приговору обществ. Собираемые деньги шли на покрытие расходов цехового управления и на содержание ремесленной богадельни. Цеховые, записанные в цех навсегда, подлежали тем же государственным и земским податям и повинностям, какими были обложены местные мещане.

Таким образом, можно сказать, что права и интересы ремесленников России в XIX веке надежно защищались государственными законами, в которых детально были прописаны фактически все стороны жизни и деятельности ремесленников и их организаций.

Однако, анализируя содержание Устава, приходишь к выводу, что законодатель все же исходил прежде всего не из забот о соблюдении прав каждого мастерового, а из интересов государства. Даже по удельному весу числа параграфов, защищающих права ремесленников, в тексте закона виден приоритет желания чиновников упорядочить и поставить под государственный контроль все фазы и аспекты работы и быта ремесленников.

Усовершенствованное цеховое устройство, во-первых, выполняло государственную функцию полицейского и судебного надзора и фискальную функцию – взимания государственных и земских налогов и повинностей; во-вторых, играло ту же роль, что и крестьянская община на селе, гарантируя своим членам материальную помощь и сохранение установившихся нравственных правил поведения членов ремесленного сообщества.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 8 октября