Организаторы антибольшевисткого заговора рассказали, что в выступлении против Советской власти готовы были принять участие английские «хулиганы» и китайцы. Всего заговорщики рассчитывали на помощь как минимум 400 человек. В рамках уголовного дела уже арестованы более 300 контрреволюционеров.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 28 ноября 1919 года.*


Раскрытие заговора.

7. Подготовка белогвардейского выступления внутри Питера

Целым рядом показаний задержанных лиц установлено, что в то время, когда войска Юденича приближались к Петрограду, внутри Петрограда готовилось белогвардейское выступление, организатором которого были те же военные специалисты и представители «Национального центра» и кадетской партии. С этой целью на квартире «у прохвоста высшей марки» состоялось несколько совещаний. На вопрос о том, на какое время намечалось вооруженное выступление, Люндеквист ответил: «На собрании выяснилось, что Юденич настаивает, чтобы выступление было в тот момент, когда войска Юденича будут подходить к Обводному каналу, окончательное решение по этому вопросу принято не было. Решено было выступить в зависимости от обстоятельств. На вопрос, кто должен был командовать всеми вооруженными силами в момент восстания в Петрограде, отвечает: «Вопрос этот формально не обсуждался, но, по-видимому, всеми единодушно и молчаливо был признан наиболее подходящим я (т.-е. Люндеквист). На вопрос, кто должен был командовать, отвечаю: Бяхирев и Развозов. Насколько помню, говорилось, что Юденич назначил Развозова, не за его болезнью Бяхирев». (Собственноручное показание Владимира Люндеквиста от 17-го ноября 1919 года). На указанных собраниях, подготовлявших белогвардейское выступление в Петрограде, играл видную роль Бяхирев. Арестованный Бяхирев дает о себе следующие сведения: «Род занятий – сотрудник военно-морской исторической комиссии при морской военной академии. Беспартийный – никакой партии не сочувствую, но люблю Россию. Бывший высший адмирал флота. До войны 1919 года – капитан первого ранга команды крейсера «Рюрик».

Близкое участие в разработке плана выступления принимают также Быков и Альбрехт.

Быков признает, что вел переговоры с Альбрехтом по вопросу о том, как достать взрывчатые вещества для взрыва некоторых мостов. В свою очередь Альбрехт признал: «взрывчатые вещества искали для взрыва мостов на подступах к Петрограду». Тот же Альбрехт следующим образом описывает одно из собраний заговорщиков, обсуждавших план о выступлении в Петрограде: «В одно из моих посещений английского представителя, войдя к нему после службы около 5-ти часов, я застал у него собрание человек 7-8. Один из них в разговоре назывался превосходительством, но был в штатском. Разговор шел об операциях под Красной Горкой и о необходимости организоваться вполне определенно в городе на случай весьма скорого прихода белых. При этом высказывалась мысль, что к этому дню здесь в городе почти не будет представителей революционного правительства, солдаты же и матросы без больших колебаний перейдут на сторону вновь прибывших. Выступить с соответствующей агитацией как на суше, так и на кораблях предполагалось в самый последний момент. Беседа происходила в сумерках, и лампы не были зажжены, кроме лица, именуемого превосходительством, в числе присутствующих было одно лицо, которое именовалось полковником, а другое – капитаном».

По различным показаниям, заговорщики рассчитывали максимум на 400 человек, 80 человек из N минного подрывного дивизиона. Затем несколько небольших ударных групп различных районов, человек по 10-15, затем около 50 человек из Руктира (учреждение по транспорту, обслуживающее N армию). Согласно показаниям Люндеквиста, английский представитель заявлял, что у него есть около ста человек, которых он называл «мои хулиганы». Он же заявлял, что в его распоряжении имеется небольшая группа китайцев, которые пойдут за тем, кто им больше даст спирту. Наконец, на собраниях указывалось на то, что в распоряжении заговорщиков имеется небольшая группа вооруженной интеллигенции. Десятки тех «хулиганов» и других белогвардейцев, которые должны были сделать выступление в Петрограде, задержаны Советскими властями. Из всех показаний, из всего единственного материала, с абсолютной точностью выяснено, что действительно самое большое, на что могли рассчитывать эти господа, это на 300-3500 человек. Это все, что с помощью английского и французского золота могли найти белогвардейцы в тот тяжелый для петроградских рабочих момент, когда войска Юденича приближались к Питеру. В показаниях крупного военного специалиста, бывшего гвардейского подполковника Люндеквиста, достойно быть еще отмеченным, что жена этого выдающегося представителя белогвардейского мира для конспиративного дела содержала маленькую лавочку (Люнар) на углу Бассейной и Надеждинской. В последние дни там продавался сахарин. «Люнар» был учрежден летом 1918 года как закусочная. Там, очевидно, был один из штабов указанной белогвардейской банды.

Всего по заговору задержано более 300 человек. Есть основания надеяться, что главнейшие гнезда белогвардейцев разорены. Следствие по делу доказало с полной наглядностью, на кого белогвардейцы могут рассчитывать в Петрограде. Попытки организовать наступление внутри Питера обнаружили полное бессилие контрреволюции. В один грязный клубок сплелись агенты английской и французской буржуазии с отрядами петроградских хулиганов, продажных офицеров, со столпами кадетской партии и людьми, называющими себя, как Петровская, старыми эсерами. Среди русских военных нашлись адмиралы и офицеры, которые продались английским и французским агентам, пробрались на видные места в Красную армию и играли там роль подлых предателей. В связи с этим вполне понятно, если среди народных масс, прежде всего, среди красноармейцев и матросов, возникает законное негодование против военных специалистов, опустившихся до такой цинично-предательской роли. Ни один сознательный рабочий, ни один сознательный красноармеец или матрос е станет, однако, делать тот вывод, что все специалисты способны на предательство. В то самое время, когда в Петрограде, где английское и французское золото лилось рекой, на роль предателей нашлось только несколько десятков военных специалистов, в это самое время на петроградском и других фронтах Советской республики десятки тысяч бывших офицеров сражались в наших рядах, помогая нам по мере сил бить белогвардейские банды. Изменников из ряда военных специалистов мы будем ловить, предатели ответят головой за свою измену, а честные люди из среды офицерства теперь еще в большем числе пойдут на службу к рабочим и крестьянам, и с презрением отвернуться от тех, которые продают свою родину за английское и французское золото или за обещание золотых эполет. Каждый из до сих пор раскрытых крупных белогвардейских заговоров только еще раз обнаруживал незыблемость Советской власти. Самые «образованные» представители буржуазии никак не могут понять того простого факта, что Советская власть в России опирается на десятки миллионов рабочих и крестьян, и что чем труднее положение Советской власти, тем теснее вокруг нее сплетаются ряды миллионов рабочих и крестьян. Один из арестованных заговорщиков, инженер, претендующий на роль министра, то есть руководителя России, в своем показании говорит, что «переворот многими считался неизбежным». При этом предполагалось, что никакой почти борьбы не будет; по занятии Петрограда и Москва будет занята не первой или второй неделе». (Показания Альбрехта от 20-го ноября). С инженером Альбрехтом в этом отношении вполне соглашался один из крупнейших английских агентов, который, кстати сказать, рассчитывал на должность директора департамента полиции в Петрограде.

Сын этого неудавшегося начальника департамента полиции в письме к своему папаше пишет: «Вывихнутая рука у меня выздоровела, теперь смогу бить жидов, когда Петроград будет захвачен». Прошло две недели с тех пор, и теперь друзья и враги Советской власти видят как наивны и беспочвенны были эти бессмысленные метания господ представителей образованной буржуазии. Власть капиталистов низвергнута навсегда. Белогвардейские заговорщики погибнут, а Советская власть победит.

Председатель Комитета Обороны Зиновьев.

(Известия В. Ц. И. К.»)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены