Немецкая пресса протестует против законопроекта о введении обязательных арбитражных судов: в правовой новелле усматривают выражение социальной и экономической контрреволюции. Печать призывает рабочих бороться с принятием законопроекта.

В России тем временем поставлена точка в громком деле против настоятеля знаменитого Новоиерусалимского монастыря епископа Палладия.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 29 ноября 1919 года.* 


Борьба с реакционным законопроектом

НАУЭН, 27 ноября. Газета независимых «Фрейхейт» энергично протестует против законопроекта о введении обязательных арбитражных судов, который правительство собирается внести в учредительное собрание до рождественских каникул.

«Фрейхейт» усматривает в этом законопроекте выражение социальной и экономической контрреволюции и призывает рабочих встать на борьбу против всяких посягательств на неограниченную свободу союзов. 

- Рабочие, пишет газета, должны начать борьбу с реакцией еще до того, как законопроект будет внесен в учредительное собрание. (РОСТА).

Дело епископа Палладия

24 ноября сего года вступил в законную силу приговор особой секции при московском Совете народных судей по совершенно исключительному делу, редкому даже для привычных стен зал уголовных заседаний.

На скамье подсудимых сидел епископ Палладий, - блестящая шелковая мантия, - с учеными знаками, с наперсным бриллиантовым крестом и с иконою-бляхой на груди.

Само дело всплыло при расследовании VIII Отделом Наркомюста обстоятельств волнений в Воскресенске в июне сего года в связи с национализацией Новоиерусалимского монастыря и передачей его помещений призреваемым ныне старикам и бесприютным детям, собираемым по улицам Москвы.

29 июня 1919 г. звенигородский уездный съезд советов постановил: «Признавая, что монастыри являются не только все еще пылающими очагами контрреволюции и отживших суеверий, но и местами растления гражданской нравственности, поручить звенигородскому Совдепу в течение не позже месяца от сего дня, выселить все монашеское население из всех монастырей уезда; просить центральную власть по тем же мотивам, подобные же меры провести по всей Советской России, и монастыри передать на нужды просветительные и лечебные, детей трудящегося населения».

В этот момент патриарх Тихон и назначает в настоятели монастыря епископа Палладия.

Епископ Палладий не зажег сердца окрестных жителей: собрались для защиты монастыря 2-3 десятка монахов и попов, 5-10 кулаков-спекулянтов и 2 уголовных преступника (убийц одной старухи и крестьянина) – и все…

Игумен Кирилл и ризничий Евсевий скрыл в земле от Советской власти монастырские богатства, при чем ризничий Евсевий с частью богатств скрылся.

Келейник епископа, гр. Колесов, указал на факт растления епископом мальчика 13-15 лет.

Это же косвенно подтвердил б. юрисконсульт монастыря, б. прис. пов. и игумен Кирилл.

На основании этих данных, епископ Палладий был заключен под стражу. Первоначально он давал ложные сведения о местожительстве потерпевшего. Все же мальчик В. Был разыскан и показал: «С епископом Палладием познакомился осенью 1918 г. в Москве в храме Рождественского монастыря, куда ходил по христианскому обычаю молиться. После службы он отозвал меня и пригласил зайти посмотреть келью. Батюшка оказался епископом Палладием. Он меня угостил чаем с сахаром и белою булкой; открыв греческую книгу, спросил, не хочу ли я знать языки. Видел у него других мальчиков. Как-то епископ попросил у него переночевать». Далее мальчик до мельчайших подробностей описал моменты его растления.

Епископ Палладий на следствии признал, что он совершал любострастные деяния и в отношении мальчика К. – за бытность его епископом саратовским и в отношении мальчика Щ. – за бытность его белевским настоятелем, и сознался, что в монастырях, кроме взаимных раздоров, пьянства и разврата, он ничего не встречал.

При царизме по жалобам разных лиц об епископе Палладии неоднократно производились расследования и даже однажды он подвергся лишению свободы, но… освящение епископом знамен союза русского народа и его исконная верность монархизму были лучшею «административною гарантиею». Монахи рисуют Палладия как «большого сластену», «уж деньги любил, - только давай», вечно занятого насыщением своего желудка.

Именно Гр. Распутину епископ Палладий обязан своей карьерой. В патриархе Тихоне он нашел дальнейшую служебную поддержку.

Народный суд в составе председателя А. А. Лисицына и судебных заседателей, удостоверил: 1) что показания самого епископа Палладия дают неисчерпаемый источник для изучения развратной жизни монашества; 2) что дети, носители архиерейских облачений, певчие, келейники, посылаемые на это дело невежественными родителями под влиянием религиозного рвения, впитывают в себя всю муть тунеядствующей и развратной своры монашествующих и прихлебателей возле «святынь»; 3) что рабочий класс, творя новую свободную и красивую жизнь, не даст увлечь себя лицемерным буржуазным лозунгом «о свободе распоряжения собою» в данном деле, ибо пресыщенный аппетит «образованнейших аристократий» Греции и т. п. только и получает на рынке предложение, когда и когда и пока существует рабство, покупка невольников.

Народный суд счел вполне доказанным предъявленное Наркомюстом к епископу Палладию обвинение: 1) в том, что он, воспользовавшись своим высоким положением среди религиозных людей и духовным авторитетом, и взяв мальчика В. для учения и воспитания от родителей-рабочих, прививал ему извращенные взгляды на половые отношения и подверг малолетнего нравственному развращения; 2) в том, что, пользуясь своим влиянием, как духовным, так и бытовым, использовал малолетнего В., сделал его жертвой своих развращенных и неудовлетворенных сексуальных влечений, превратив его в пассивное орудие своего порока – мужеложства.

Обращаясь к мере наказания, народный суд нашел, что к епископу Палладию, как к человеку, вредному для трудового государства и неспособному перевоспитаться, должна быть применена изоляция его от общества с применением обязательного принудительного труда. Посему народный суд, руководствуясь декретами Советской власти и социалистическим правосознанием, приговорил: гр. Николая Добронравова, он же епископ Палладий, подвергнуть лишению свободы на 5 лет с обязательными принудительными работами. Одновременно суд счел своим революционным долгом потребовать от Наркомюста издания декрета, запрещающего эксплуатацию детей посредством прислуживания их в церквах и духовенству.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены