Всероссийская чрезвычайная комиссия не сможет приговаривать подсудимых к расстрелу: советские власти больше не видят необходимости в продолжении красного террора по отношению к врагам революции. Постановление об отмене расстрелов пока касается только трибуналов «чрезвычайки», но глава ВЧК Феликс Дзержинский намерен инициировать полную отмену высшей меры наказания во всех судах.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 16 января 1920 года.


Борьба с безграмотностью

Тамбов, 14 янв. В целях борьбы с безграмотностью губисполком постановил граждан, не выполнивших декрета об обучении грамоте, лишить в городе политических прав и продовольственных карточек, а в деревне – права получать товары по норме. Неграмотных будут назначать вне очереди и бесплатно в наряды. (РОСТА).

Обследование народных судей

Рабочая Инспекция Басманного Совдепа произвела обследование деятельности народных судей района.

В Басманном районе всего четыре камеры народных судей, участков Басманного, Лефортовского, Вознесенского и Владимирского.

При обследовании оказалось, что работа судей происходит медленно. Дела тормозятся из-за отсутствия достаточного количества соответственных работников. Например, в Басманном народном суде в месяц поступает 80 дел, а разбирается только 48. Отсутствующие ответственные работники другими не заменяются, вследствие чего и происходит накопление дел. По делам, переданным в суд рабочей инспекцией, члены таковой к разбору этих дел совсем не приглашаются.

Во всех народных судах ощущается недостаток канцелярских принадлежностей и печатных бланков, что не может не отражаться на нормальном ходе работ. Замечается неаккуратная явка выборных представителей с фабрик и заводов для присутствия при разборе дел. Помещения камер не отапливаются; вследствие холода не удается выполнять нормально канцелярскую работу.

(Вечерние известия)

Постановление Всероссийской Чрезвычайной Комиссии

Разгром Юденича, Колчака и Деникина, занятие Ростова, Новочеркасска и Красноярска, взятие в плен «Верховного Правительства» создают новые условия борьбы с контрреволюцией.

Разгром организованных армий контрреволюции подрывает в корне надежды и расчеты отдельных групп контрреволюционеров внутри Советской России свергнуть власть рабочих и крестьян путем заговоров, мятежей и террористической деятельности. В условиях самообороны Советской Республики против двинутых на нее Антантой контрреволюционных сил, Рабоче-Крестьянской правительство вынуждено было прибегнуть к самым решительным мерам подавления шпионской, дезорганизационной и мятежнической деятельности агентов Антанты (Англии, Франции и других союзных держав) и служащих ей царских генералов в тылу Красной Армии.

Разгром контрреволюции вовне и внутри, уничтожение крупнейших тайных организаций контрреволюционеров и бандитов и достигнутое этим укрепление Советской Власти дают нам ныне возможность отказаться от применения высшей меры наказания (т.-е. расстрела) к врагам Советской Власти.

Революционный пролетариат и революционное правительство Советской России с удовлетворением видит, что взятие Ростова и пленение Колчака дают им возможность отложить в сторону оружие террора.

Только возобновление Антантой попыток путем вооруженного вмешательства или материальной поддержкой мятежных царских генералов вновь нарушить устойчивое положение Советской Власти и мирный труд рабочих и крестьян по устроению социалистического хозяйства, может вынудить возвращение к способу террора.

Таким образом, отныне ответственность за возможное в будущем возвращение Советской Власти к жестокому способу красного террора ложится целиком и исключительно на правительства и правительствующие классы стран Антанты и дружественных ей русский капиталистов.

Вместе с тем, Чрезвычайные Комиссии получают возможность и обязанность обратить усиленное внимание на борьбу с основным нашим, для данного момента, внутренним врагом, с хозяйственной разрухой, со спекуляцией, с преступлением по должности, содействуя всеми находящимися в их распоряжении средствами, налаживанию хозяйственной жизни и устраняя все препятствия, создаваемые саботажем, недисциплинированностью или злонамеренностью.

Исходя из вышеизложенного, В. Ч. К. постановляет:

1. Прекратить с момента опубликования этого постановления применения высшей меры наказания (расстрел) по приговорам В. Ч. К. и всех ее местных органов.

2. Поручить тов. Дзержинскому войти в Совет Народных Комиссаров и В. Ц. И. К. с предложением о полной отмене применения высшей меры наказания не только по приговорам Чрезвычайной Комиссии, но и по приговорам городских, губернских, а также верховного при В. Ц. И. К. трибуналов.

3. Постановление это ввести в действие по телеграфу.

Председатель В. Ч. К. Ф. Дзержинский.

Секретарь В. Ч. К. Савинов.

(Беднота)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены