В целях подчинения казачества и упрощения использования их в государственных целях царское правительство активно применяло принцип: «Разделяй и властвуй». «Прикормленная» верхушка казаков существенно помогла упростить управление этим вольнолюбивым сословием при значительном сокращении его прав.

О мероприятиях правительства по регламентации внутреннего устройства казачьих войск, ограничении прав казаков на выборы своих атаманов и места жительства, а также других новациях первой половины XIX века рассказывает в одиннадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


После подавления последнего крупного выступления казаков за свои права под началом Емельяна Пугачева правительство продолжило мероприятия по дальнейшей интеграции казачества в состав регулярных вооруженных сил. 

Так же, как и ранее, власти для осуществления нормативных преобразований казачьих войск опирались на модель Войска Донское: правовые новации, доказавшие свою целесообразность в данном войске, позже применялись к другим казачьим войскам. 

Однако нормотворческая деятельность центрального правительства имперского периода в целом была более гибкой. Существовала и такая практика, когда некоторые нормы, впервые появившиеся в других казачьих войсках и положительно себя проявившие, применялись к Войску Донскому.

Стремясь полностью подчинить себе казаков, правительство использовало старый испробованный принцип: «Разделяй и властвуй». Наиболее ценный опыт в деле раскола казачества власти получили в ходе подавления восстаний. Они убедились, что верхушка казаков, которых во время бунта Булавина так и звали - «прикормленные», могут стать опорой в процессе дальнейшего огосударствления этого вольнолюбивого воинства. 

Властям стало понятно, что, закрепив главенствующее положение «старшины» и предоставив ей дополнительные льготы и права, можно будет смирить все слои казачества и добиться их покорности. Этот метод оправдывал себя: так, донские казаки, только благодаря своей верхушке не примкнули к восстанию Пугачева.

Поэтому после «Пугачевщины» казачьих офицеров стали активно возводить в дворянство, предоставляя им большие земельные наделы с правом владения своими собственными крепостными. Тем самым войсковую старшину откровенно утверждали в качестве оплота дворянского государства и правительства. 

Надо отметить и то, что практически все казаки не испытывали характерного для российского крестьянства малоземелья. Системы землевладения казачества Дона, Кубани и других войск складывались в условиях относительного простора, и земельные владения возникали здесь, главным образом, на основе свободных захватов угодий, размер которых определялся трудовыми ресурсами и экономическими возможностями казака. 

Казачьи общины, преобразованные в войска, получали наименование по территориальному признаку. За каждым войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станицам.

Таким образом, правовое положение казачьих войск претерпело существенные изменения на протяжении длительного периода от статуса суверенного военно-политического образования через ограниченную автономию в составе российского государства до элемента общегосударственной системы. 

А динамика правовых норм, регламентирующих несение службы казачеством, определялась стремлением центральной власти сохранить боевую и мобилизационную готовность казачества, высокий уровень его воинской корпоративности, устранить наиболее тягостные для казаков особенности воинской службы и приблизить казачьи войска в отношении порядка прохождения службы к регулярным войскам.

И вот это приближение казачьих войск к обычным войсковым формированиям вызвало серьезные изменения прав казаков относительно свободного выбора своего места жительства. Военное ведомство стало обходиться с казаками как с обычными воинскими частями, перебрасывая их в различные районы страны, нуждающиеся в усилении пограничной службы и обороны. 

Если на самых ранних этапах образования казачества государство сталкивалось с казачьими поселениями, образовавшимися совершенно стихийно и самостоятельно, то теперь уже сами государственные власти определяли: где быть новому казачьему войску. 

В интересах защиты развивающихся границ Русского государства и для освоения малозаселенных земель Прикубанья, Сибири, Дальнего Востока, Семиречья были созданы новые казачьи войска: Оренбургское (1755), Черноморское (1787), Сибирское (1808), Астраханское (1817), Кавказское линейное (1832), Забайкальское (1851), Амурское (1858), Семиреченское (1867), Уссурийское (1889). В 1860 году Кавказское линейное и Черноморское войско разделились на Кубанское и Терское Войско.

Правительство последовательно ограничивало права казаков на выборы своих атаманов. Более того, оно стремилось поставить во главе казачьих войск и его подразделений выходцев из других сословий. С 1827 года на должность главного командующего казачьими войсками всегда назначался наследник императорского престола, т.е. он и являлся атаманом всех казачьих войск. 

Так было создано централизованное управление ранее разрозненными и автономными казачьими войсками. И теперь цесаревич назначал в каждом войске своих представителей - «наказных атаманов». Они утверждались «высочайшей» властью и обязательно были из лиц не казачьего происхождения. 

Но окружные атаманы, назначавшиеся наказными атаманами, были обычно из казаков, так же как станичные и хуторские атаманы. У казаков сохранилось право выбора только атаманов на уровне хуторов и станиц.

Назначение наследника престола Атаманом Всех Казачьих Войск объявлено было как «высочайшая милость», но для казаков это было очередным ущемлением прав и лишало их сознания, что казаки «хозяева» в своих землях.

В первой половине XIX века царское правительство осуществляло мероприятия по регламентации внутреннего устройства казачьих войск. В 1835 году были изданы положения и штаты Донского казачьего войска, которые закрепили его обособление в замкнутое военное сословие. В 1875 году и позже эти положения и штаты были распространены на другие казачьи войска. 

Согласно Положению 1835 года все мужское казачье население (с 18 лет) обязательно было нести военную службу 25 лет, являясь со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. 

Селиться на территории казачества лицам других сословий и выходить из казачьего сословия запрещалось. За службу каждому казаку в постоянное пользование выделялись земельные наделы (до 30 десятин). Остальные земли войска составляли запас, который предназначался для удовлетворения потребностей роста населения. 

Офицеры казачьих войск уравнивались в правах с армейскими, а земли атаманов и старшин, ставших социальной опорой царской власти и получивших еще в начале XIX века права дворянского сословия, объявлялись потомственной собственностью. 

Таким образом, в первой половине XIX века продолжался процесс сокращения прав казаков. В этом правительство получало поддержку со стороны казачьей верхушки, променявшей прежние права, казачьи вольности и свободы на офицерские должности, дворянские звания, а также другие льготы и привилегии. 

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 11 февраля