Из Сибири пришли подробности ареста и расстрела адмирала Александра Колчака: бывший верховный правитель внешне спокойно отреагировал на предательство чехов. С невозмутимостью, хоть и некоторой угрюмостью, воспринял передачу в руки революционной армии и его премьер-министр Виктор Пепеляев. Печать убеждена, что последний так и не был расстрелян. Сообщается также о добровольном желании сесть в тюрьму Анны Тимиревой, хотевшей разделить судьбу Колчака.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 24 апреля 1920 года.*


Конец Колчакиады. Арест и расстрел Колчака

Сибирская печать приносит нам небезынтересные, хотя неизбежно запоздалые сведения о последнем акте Колчакиады.

По сообщениям иркутских газет, 15-го января, в 7 ч. веч., в Иркутске состоялась передача чехами Колчака, его премьер-министра Пепеляева и пр.

Чешский комендант Колчаковского поезда ввёл в вагон «верховного правителя» представителей «Политического центра» (члена пол. Ц. Фельдмана, уполномочен. при штабе народн.-револ. войск Меркалева и помощн. команд. нар.-рев. армией Нестерова).

Приход последних оказался, по видимому, для Колчака полнейшей неожиданностью. После минутного замешательства Колчак, прекрасно понявший, что совершается последний акт его политической карьеры, быстро оправился и уже потом сохранил внешнее спокойствие.

Комиссия перешла в следующий вагон, где находился Пепеляев и человек пятнадцать гражданских чинов. Пепеляев встретил пришедших хмуро и производил впечатление чрезвычайно угнетенного, но сохраняющего под внешней угрюмостью необходимое спокойствие.

Затем комиссия перешла в комендантскую комнату, на вокзал, куда в непродолжительном времени были переведены Колчак и Пепеляев. Здесь они были подвергнуты личному обыску. Об этом обыске был составлен соответствующий протокол.

В комендантскую комнату, вслед за Колчаком, явилась некая Анна Тимирёва и заявила, что она желает разделить участь Колчака и готова следовать вместе с ним в тюрьму. Тимирёва была задержана.

После этого чехи и представители «центра» («Политический центр» - временная организация, образовавшаяся после падения Колчака и существовавшая до прихода советской власти) обменялись расписками в принятии и вручении «бывшего верховного правителя».

А затем пом. команд. народно-револ. армии отдал приказ воинским частям выстроиться и, при глубоком молчании, Колчак, Пепеляев и Тимирёва, окружённые кольцом народно-революционных войск, двинулись на лёд Ангары.

По узенькой, едва установившейся дорожке, по неровному льду Ангары, гуськом двинулось редкое шествие.

На городском берегу их уже ждали автомобили.

7 февраля окончил, как известно, свою бурную карьеру «Александр Васильевич»... Вместе с Колчаком расстроен был палач китаец. Когда представители власти уводили из поезда Колчака, последний обратился к своим сподвижникам с приветствием: «до свиданья!», - но никто из них на это приветствие ничего не ответил...

Генерал Пепеляев, как выясняется, не был расстрелян.

(Коммунистический труд)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены