В этом году в связи с пандемией коронавируса общероссийская акция «Бессмертный полк» пройдет 26 июля. Однако объединившая общество традиция почтения памяти участников Великой Отечественной войны с помощью демонстрации их портретов в День Победы сохранилась, но в экспериментальном дистанционном формате. 9 мая платформа, куда граждане выкладывали фотографии воевавших родственников отразила несколько хакерских атак: злоумышленники пытались разместить в анкетах изображения нацистских преступников. 

Позже выяснилось, что это хулиганство имеет черты спланированной провокации и несет возможно заказной характер. РАПСИ провело журналистское расследование с целью выяснить, как могут быть устроены такие антиобщественные диверсии и какие задачи предположительно преследовали их организаторы. 


Следователи Следственного комитета (СК) России задержали подозреваемых в публикации на сайте акции «Бессмертный полк» фотографий руководителей нацистской Германии. За совершенные правонарушения возбуждены уголовные дела о реабилитации нацизма (часть 1 статья 354.1 УК РФ). 

Денис Воронцов из Волгограда, который вывесил на портале движения «Бессмертный полк» фото группенфюрера СС Генриха Мюллера, и другие задержанные признали свою вину и раскаялись в содеянном. 

Так, Андрей Шабанов из Самары, опубликовавший среди фотографий ветеранов и героев Великой Отечественной войны изображение Адольфа Гитлера, пообещал больше не совершать подобных преступлений. Даниил Симонов из Перми сообщил следователям, что разместил фотографию Андрея Власова, признанного изменником Родины, поскольку «решил пошутить». Вячеслав Круглов из Ульяновска сказал, что «подумал о последствиях той шутки, которую я сделал. Раскаиваюсь в том, что я совершил. Больше такого не повторится».

В результате следственных мероприятий выяснилось, что подозреваемые состояли в одних сообществах в соцсетях. Выяснилось, что все задержанные в рамках расследования данного преступления являются активистами либо сторонниками «Команды Навального». Симонов входил в пермский штаб этой организации. Воронцов состоит в группе «Команда Навального Волгоград» в соцсети «ВКонтакте», а Круглов – в группе «Команда Навального Ульяновск». Шабанов сторонник Навального и Либертарианской партии.

Позже Следственный комитет установил еще одного провокатора, разместившего на сайте «Банк памяти» фотографию Власова: Андрей Шестаков также оказался сторонником Навального и либертарианцем. 

Такое совпадение стало поводом для более внимательного изучения причины возникновения провокации в День Победы, способов ее реализации, а также целей исполнителей и возможных заказчиков. 

Антигосударственная пропаганда 

На первый взгляд, эти действия выглядят как типичный пример попытки дискредитации государства и власти. Важно заметить, что примерно в эти же дни президент России Владимир Путин назвал патриотизм – национальной идеей. «Нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха», - сказал глава государства. 

Годом ранее Путин делал схожее заявление: «Идеология, на мой взгляд, в современном демократическом обществе возможна только одна — патриотизм, в самом широком, хорошем смысле этого слова». По словам президента, это понятие должно быть «деполитизировано, но направлено на укрепление внутренних основ российского государства».

Абсолютно консенсусным фактом сегодня является признание Дня Победы ключевым символом патриотизма в России. Этот праздник лишен политической окраски и одинаково важен для всех слоев общества. Принципиально важное значение имеют слова президента о том, что уверенность в героическом прошлом является залогом построения успешного будущего. Таким образом, выбор цели для провокации мог нести в себе символическую задачу поставить под сомнения перспективы развития государства. 

По оценке экспертов, происходящее говорит о целенаправленной кампании по умалению значения Дня Победы и роли России во Второй мировой войне. Дискредитация Дня Победы подрывает патриотические настроения, ослабляя суверенитет страны. 

В последнее время бросаются в глаза примеры целенаправленной работы среди молодежи по переоценке значения победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Например, всерьез обсуждается политическая провокация Госдепа США, который опубликовал сообщение о победе Соединенных Штатов и Великобритании в войне, умалив роль других стран. 

В этом контексте публикация на сайте «Бессмертного полка» фотографий военных преступников и соответствующий скандал могли быть использованы как инфоповод для новой попытки ревизии места Советского Союза в военных событиях 1939-1945 годов, а также других акциях по фальсификации истории. Также, по некоторым данным, планировалось распространять соответствующие скриншоты с официального сайта акции в качестве фейка о популярности нацистских настроений в России.

С учетом выбранного объекта и даты провокации реальной задачей видится дестабилизация общества. В пользу этой версии говорят и другие примеры более системного распространения даже первыми лицами ФБК/«Команды Навального» заведомо провокационных слухов. Например, Леонид Волков, возглавлявший предвыборные штабы Навального, сейчас активно публикует панические слухи про якобы сокрытие информации о масштабах эпидемии и недостоверные сведения о смертности от коронавируса.

Очевидно, что сегодня, когда весь мир находится в ситуации неопределенности и невозможности предсказать будущее, когда людей беспокоят риски здоровью, жизни, сохранения рабочих мест и экономического благосостояния, психологическое напряжение близко к предельному. В такой момент любая провокация может привести к самым радикальным реакциям людей. 

Недоверие к действиям властей могут способствовать нарушению их установок, что приведет к реальному всплеску заболеваний и общему усугублению ситуации. Также и оскорбления сакральной для граждан памяти способно стать триггером для выплеска накопившегося напряжения в самые деструктивные действия. Излишне пояснять, как и кем могут быть использованы конфликты с органами правопорядка, хаос в общественных местах, распространение негативных настроений в сети и другие последствия данных провокаций. 

Создание «мучеников»

РАПСИ опросило нескольких бывших участников оппозиционных движений, которые принимали участие в массовых протестных акциях и осведомлены о стратегиях их организации. По их словам, режим самоизоляции (препятствующий проведению митингов) и отсутствие каких-либо серьезных инфоповодов для распространения критики власти в соцсетях, мог вынудить оппозиционные движения на попытку организовать новое громкое уголовное дело с помощью интернет-провокаций. 

Возможно, была выбрана заведомо болезненная точка, чтобы спровоцировать власти на жесткий ответ. Поскольку основным источником финансирования таких организаций являются пожертвования на поддержку задержанных и заключенных симпатизантов, а также зарубежные гранты (которые тем выше, чем более рискованной удастся представить деятельность организации), нужны жертвы, «мученики». Задержание членов называющей себя оппозиционной организации может быть продано как якобы притеснение властями за их общественную деятельность. 

Иллюстрацией, как это работает, может служить недавняя история сотрудника ФБК Руслана Шаведдинова. Он активно публиковал на своих страницах в соцсетях слова поддержки украинским националистам, радовался гибели людей в сгоревшем Доме профсоюзов в Одессе и активно экспериментировал с разными формулировками провокаций – например, такой: «Будь Маккейн президентом, мы бы сейчас не сообщению на сайте радовались, а танкам в Москве, конечно». 

Это создало ему имидж борца с властью, якобы представляющего для нее опасность (отдельным вопросом является природа этой опасности). Шаведдинов вынуждал принять меры в его отношении, по оценкам бывших активистов, он мог даже рассчитывать на потасовку с простыми гражданами, которые потом были бы представлены как агенты властей. В итоге, призыв его армию стали раскручивать как политически мотивированное решение. Причем мотивировано оно не социальными угрозами от его опасных высказываний, а некой оппозиционной деятельностью, будто бы связанной с раскрытием информации в его видеовыступлениях.

В этой связи, бывшие участники оппозиционных акций предполагают, что целью публикации фотографий военных преступников на сайте «Бессмертного полка» могло быть именно возбуждение уголовных дел в отношении номинальных оппозиционеров. Аргументом в пользу этой версии является указание симпатий к «Команде Навального» в профайлах соцсетей всех задержанных, при том, что даже члены этой организации достаточно редко афишируют свою позицию в таком формальном виде. Это говорит о намеренной попытке политизировать заведомое правонарушение.

Согласованная кампания

Специалисты медиапиара (всех экспертов мы оставляем анонимными для единообразия, поскольку бывшие и действующие активисты оппозиционных движений просили не указывать их имена) обратили внимание на сходство в действиях задержанных правонарушителей, которые не были знакомы друг с другом (проживают в разных городах, не являются друзьями в соцсетях, не состоят в одной группе). 

Примерно в одно время они загружали однотипные фотографии военных преступников под видом ветеранов. Причем двое из задержанных использовали далеко не самую очевидную кандидатуру Власова. 

Поскольку подобных прецедентов ранее не было, они не имели образец для подражания. Отсутствие зарубежных примеров подобных действий не позволяет списать такую синхронность в появлении идеи на копирование чужого примера. 

Указанные факты являются признаками централизованной кампании. Предположительно, им отдавались соответствующие указания из тех групп, в которых они участвуют. Поскольку группы эти разные, имелся один центр. Специалисты обращают внимание, что в соцсетях задержанных демонстративно указаны региональные группы «Команды Навального», головное отделение выведено за рамки этой истории. 

Конкуренция регионов

Против этой версии свидетельствует отсутствие утечек в публичное пространство информации о распространении соответствующих указаний. Сложно представить, что в какой-либо организации, состоящей из россиян, нет ни одного гражданина, которого возмутила бы и ужаснула кощунственность акции по оскорблению ветеранов и памяти погибших в Великой Отечественной войне. Скорее всего, при широком распространении призывов к совершению этого хулиганства кто-либо попытался бы ей помешать или хотя бы проговорился о его смысле.

В этой связи специалисты интернет-коммуникаций предполагают, что могла проводиться вербовка подходящих кандидатур. В пользу этой версии говорит подозрительно широкая география проживания участников. Каждый регион представляет по одному человеку. Причем, что удивительно, столичных среди них нет – Поволжье, Урал, Центральная Россия. 

Как объяснили нам бывшие оппозиционные активисты, региональные представительства конкурируют за попадание в федеральную повестку (от этого зависит размер их финансирования из центра и возможности перевода в Москву, поддержка на выборах). Это стимулирует их идти на более рискованные акции (зачастую заведомо противозаконные, чего стараются избегать столичные активисты). Кроме того, местные правоохранители могут иметь недостаточно опыта, что оставляет надежду на уход от наказания. 

В данном случае, руководители местных отделений ради отчета перед московскими лидерами (и доказательства своей эффективности) могли убедить одного из своих знакомых пойти на такую провокацию. Кроме того, важным фактором является специфика подачи заявок на зарубежные гранты. По словам активистов, размер финансирования для организации, имеющей активную региональную сеть, гораздо выше. 

В этом контексте организация провокации на 9 мая выглядит максимально цинично и халтурно даже в отношении западных инвесторов: от каждого региона выбрано по одному представителю, потому что важно продемонстрировать только наличие активного отделения в данном субъекте, а не его численность и эффективность. 

Можно заметить, что в этот раз отметились только отделения, не замеченные раннее в серьезной оппозиционной активности (в частности, в акциях Навального): это означает, что для отчета были задействованы отделения-«мертвые души», тогда как реально действующие региональные представительства будут указаны через другие акции, которые не влекут за собой столь высокий риск общественного негодования (а значит – и ухода из организации местных активистов). 

Направленная деградация

В любом случае ключевым вопросом является, кто мог стать идейным вдохновителем данной акции. Ее единообразие в реализации и схожий социальный портрет задержанных исполнителей заставляет подозревать наличие одного автора, кто ее придумал или предложил к реализации. 

Ответственность за моральную диверсию никакая организация или известный оппозиционер на себя не взял. В то же время ни один официальный представитель ФБК/«Команды Навального» не выступил с осуждением своих активистов. При том, что задержанные являются рядовыми членами региональных отделений либо симпатизантами Навального такое молчание выглядит очень странно для оппозиционного политика в связи с вероятным репутационным ущербом от связи его имени с демонстративным оскорблением сакрального (в т.ч. для оппозиционеров) символа. 

Более того, фактически второе лицо движения – Леонид Волков – попытался оправдать проступок правонарушителей, принизив его серьезность. Тех, кто загружал фотографии нацистов с издевательскими подписями в ряды «Бессмертного полка» он называл просто «приколистами», решившими таким образом проявить «естественную реакцию» (видимо, на политику властей уважения к исторической памяти).

Отсутствие содержательной позиции по столь резонансной истории в «Команде Навального», по словам политтехнологов, служит признаком того, что большинство лидеров негативно относятся к акции и не желали бы, чтобы с ней ассоциировалось название движения. Но не могут полностью ее осудить и откреститься из-за личной позиции одного (или нескольких) крупных фигур в организации. 

Рассмотрим основные кандидатуры, кто бы это мог быть. 

Алексей Навальный.

На раннем этапе своей карьеры оппозиционного деятеля он был известен националистическими взглядами и участием в «русских маршах» (в т.ч. в качестве организатора). За это был изгнан из молодежного отделения партии «Яблоко». 

Выйдя на федеральный масштаб в своей деятельности, попытался дистанцироваться от этой темы (но не осуждал любые формы национализма). При этом начиная с первой половины прошлого десятилетия регулярно критически высказывался о праздновании 9 мая: «То, что они (власти – прим. ред.) сейчас с ним (Днем Победы – прим. ред.) делают, выглядит, как совершенно адская издевка. Я против того, чтобы трястись и наводить особую святость».

Самая любопытная история произошла в 2014 году, когда Навальный в своем посте многословно критиковал использование на День Победы георгиевских лент. И в качестве иллюстрации своих тезисов разместил фотографии анонимного бойца казачьей дивизии СС и воевавшего против Советского Союза генерала Краснова (абсолютно синонимичный жест размещению фотографий Власова в «Бессмертном полку», что сделали сторонники Навального в этом году). По словам Навального, «правильная» реакция на георгиевскую ленту: «ты чё это эсэсовскую ленту навязал на себя?»

Любовь Соболь.

В прошлом году с гордостью сообщала в своем Твиттере: «Добилась, чтобы в нашем саду детей не заставляли наряжаться в военную форму на утреннике перед 9 мая». 

Возможно, ее неприязнь к празднованию Дня Победы имеет семейные корни. По данным открытых источников, ее дед Андрей Феденев воевал в вооруженном формировании Власова (портреты которого чаще прочих использовали в этом году провокаторы), был судим за предательство во время Великой Отечественной войны и кровавые расправы над соотечественниками. 

Олег Степанов. 

Возглавлял московский штаб Навального. Любопытно, что принят на такую должность он был после того, как в феврале 2016 года прославился на марше памяти Бориса Немцова, где был «координатором одной из групп охраны». Сопровождал он тогда группу провокаторов, шедших под украинскими флагами и скандировавшими в Москве: «Слава Украине!» и «Бандера – герой!» Шедший рядом пенсионер отказался поддержать эти лозунги, а вместо этого крикнул: «Слава украинским патриотам, но не бандеровским запроданцам!» После этого несколько молодых людей под руководством Степанова скрутили пожилого мужчину и выволокли его из рядов колонны.

Также Степанов размещал в сети фотографии украинского батальона «Азов» и карикатуры на российских политических деятелей с подписью батальона «Айдар» (оба активно воют в ДНР и ЛНР против ополченцев, позиционируют себя как националистские формирования – в такой же стилистике оформлены карикатуры). 

Руслан Шаведдинов. 

Менеджер проектов ФБК, экс-ведущий YouTube-шоу «Кактус» на канале Навальный-live выкладывал в соцсети цитаты Степана Бандеры и Романа Шухевича (активно участвовали в нацистских преступлениях). Писал: «Бандера и Шухевич все делали правильно». Активно выражал симпатии украинским националистам. После того, как те заживо сожгли десятки своих политических оппонентов в Доме профсоюзов, написал: «Мимо дома профсоюзов без коктейлей (Молотова – прим. ред.) не хожу».

Итог

Доказательств координации провокации против памяти героев Великой Отечественной войны путем публикации фотографий военных преступников в составе «Бессмертного полка» пока не обнаружено.

Исходя из презумпции невиновности будем исходить из того, что прямых указаний не было и синхронные действия нескольких молодых людей были всего лишь «неудачной шуткой». 

Тем не менее, это не снимает вопроса, почему все эти хулиганы, попытавшиеся унизить самый сакральный символ для современных россиян, являются навальнистами. Вероятно, причина в том, что многолетние действия практически всех публичных лиц «Команды Навального» создавало «социальный заказ» на появление такой акции (активисты могли проявить инициативу, которую явно одобрит лидер, чтобы привлечь к себе его внимание). 

Арсений Шаболов