На рубеже XIX и XX веков царское правительство боролось с рабочим движением двояким способом. С одной стороны, власти пускали в ход репрессии и применяли карательные меры по отношению к активистам стачечного движения. С другой – пытались выяснить причины конфликтов работников с работодателями и воздействовать на владельцев предприятий с целью устранения этих причин. 

В этой ситуации ключевую роль в защите прав рабочих играла фабричная инспекция. О ее деятельности и повышенном внимании к ней властей рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Отношение царского правительства к рабочему движению в конце XIX и начале XX веков обуславливали фискальные и полицейские интересы. Иначе говоря, власти хотели, чтобы заводы и фабрики бесперебойно работали и уплачивали в казну налоги. И потому остановка производства из-за забастовок была крайне нежелательной. 

Все подобные случаи весьма беспокоили Министерство финансов, которое принимало активное участие в решении «рабочего вопроса» прежде всего через органы фабричной инспекции. Другим участником разработки этой темы было Министерство внутренних дел – ему стачки тоже доставляли много хлопот. Дело в том, что стихийные забастовки порой превращались в массовые беспорядки, в ходе которых рабочие громили здания, оборудование и выводили из строя технику.

В огромной массе исторической литературы советского времени, авторы которой исходили исключительно из классовых подходов ко всем явлениям в истории, можно прочитать только одно: царское правительство якобы однозначно и полностью было на стороне буржуазии и полицейскими мерами помогало капиталистам угнетать и эксплуатировать рабочих. 

Но это далеко не так. Не случайно предприниматели своим лютым врагом считали именно чинов фабричной инспекции. Рабочие же с инспекцией не враждовали, напротив, видели в них защитников своих прав и направляли им свои жалобы. Ведь задачей инспекторов был контроль за соблюдением рабочего законодательства и других условий труда и быта рабочих. И часто они были непреклонны. А главной целью инспекции было предотвращение складывания конфликтных ситуаций на предприятиях, которые могли спровоцировать вспышки недовольства рабочих.

Большое внимание фабричной инспекции уделял С.Ю. Витте (министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906). Он добился реорганизации этой структуры с целью придания ей дополнительных прав и полномочий. В подписанном им "Наказе чинам фабричной инспекции" говорилось: "Фабричным инспекторам должны быть в одинаковой мере близки интересы как фабрикантов, так и рабочих, ибо только в объединении этих интересов и в законосообразном понимании их заключается залог правильного хода фабрично-заводского дела".

Таким образом, Витте отстаивал политику равноудалённости властей от интересов и рабочих, и фабрикантов. Весьма интересным выглядит его подход к стачечному движению в России. Он объяснял его как результат подстрекательства людей, стремившихся "искусственно создать" в России "ту печальную рознь, которая возникла между фабрикантами и рабочими на Западе", во имя "отвлеченных или заведомо ложных идей... совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни". 

"В нашей промышленности, - писал Витте, - преобладает патриархальный склад отношений между хозяином и рабочим. Эта патриархальность во многих случаях выражается в заботливости фабрикантов о нуждах рабочих и служащих на его фабрике, в попечениях о сохранении лада и согласия, в простоте и справедливости во взаимных отношениях. Когда в основе таких отношений лежит закон о нравственных и христианских чувствах, тогда не приходится прибегать к применению писаного закона и принуждения". 

Для премьер-министра, которого считали прогрессивным деятелем, такой подход более, чем странен. Вместо правового разрешения всех проблем и издания законов, защищающих права рабочих, Витте предлагает полагаться на патриархальный склад отношений между рабочими и хозяевами и на «заботливость фабрикантов». Он даже считает излишним «прибегать к применению писаного закона».

В свою очередь, Министерство внутренних дел секретным циркуляром (12 августа 1897 г.) предписывало полиции "выяснять причины рабочих волнений и устранять по возможности поводы к неудовольствиям в тех случаях, когда рабочие имеют основания жаловаться на притеснения или несправедливость фабрикантов и фабричной администрации". 

Руководствуясь этими указаниями, охранные отделения в целом ряде районов перешли к осуществлению полного контроля над рабочими, совершенно игнорируя фабричную инспекцию. 

В итоге функции фабричной инспекции и полиции стали дублироваться. 19 июня 1898 г. министру финансов докладывали, что "дело постоянного надзора за взаимными отношениями и порядком на фабриках и заводах "уплыло" из рук фабричной инспекции и перешло в руки полиции".

Помощник шефа жандармов генерал-лейтенанта А.И.Пантелеева в докладе на имя Николая II (март 1898 г.) признавал тяжелое положение рабочих, и предлагал меры его улучшения для предотвращения рабочих волнений. 

В докладе констатировалось: "Сопоставляя труд рабочего, отдающего фабрике все свои жизненные силы, с тем, что дает ему фабрика, располагающая громадными капиталами и обязанная своим цветущим состоянием труду того же рабочего, нельзя не прийти к заключению, что на долю рабочего выпадает слишком мало. Заботы о рабочем в смысле улучшения его положения должны быть направлены прежде всего на увеличение его заработка как материального его обеспечения".

Жандармский генерал предлагал царю свой план защиты прав рабочих: он считал безотлагательным создание в каждом фабричном центре вооруженной полиции с обязанностью "надзора за соблюдением на фабриках и заводах правил внутреннего распорядка", расходы на ее содержание полностью возложив на фабрикантов. За фабричной инспекцией предполагалось оставить "чисто техническую часть". 

Идея создания "специальной фабричной полиции" разделялась и московским обер-полицмейстером Д.Ф.Треневым. Он выступал за ее размещение непосредственно на фабриках, за присутствие "при производстве работ", за вмешательство "во все подробности быта рабочих и фабричных распорядков".

Итак, две «конкурирующие фирмы»: Минфин и МВД довольно долго боролись за фабричную инспекцию. Но так как министр финансов Витте, пестовавший и укреплявший фабричную инспекцию в свое время, в 1903 году становится главой правительства, то он, естественно, воспользовался своим служебным положением и сохранил инспекцию в структуре Министерства финансов. И эти органы продолжали проводить политику попечительства по отношению к рабочему классу.

Такая забота о фабричной инспекции высших властей, расширение ее штатов и полномочий, её «прорабочая» политика объясняются на наш взгляд тем, что альтернативой этим структурам было только рабочее движение за свои права. Но правительство стремилось не допустить роста организованности пролетариата и потому предлагала себя в роли защитников прав рабочих.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 6 октября