Число банкротств в нашей стране периодически то растет, то уменьшается, и причины для этого в каждый отдельно взятый период времени самые разнообразные. В сложном и противоречивом мире банкротств РАПСИ помогли разобраться партнер и руководитель практики правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Юлия Трофимова и ведущий юрист бюро Артем Кадников.


В соответствии со статистическим Единым федеральным реестром сведений о банкротстве (ЕФРСБ) за 2019 год, ежегодно в период с 2015 по 2019 год в среднем 13 тысяч компаний признавались несостоятельными (банкротами).

2020 год внес коррективы как в жизнь большинства граждан, так и в сферу банкротства. Правительство в рамках комплекса мероприятий по противодействию пандемии коронавирусной инфекции ввело ряд ограничений, направленных в первую очередь на борьбу с дальнейшим ростом числа заболевших. Увы, ограничительные меры коснулись прежде всего широкого круга компаний малого и среднего бизнеса.

Правительство было поставлено в непростую ситуацию, пришлось выбирать между экономической стабильностью и здоровьем и жизнью граждан. Выбор вполне оправдано (на наш взгляд) был сделан в пользу последнего.

Одной из мер, призванных снизить отрицательный экономический эффект от введенных ограничительных мер, стал мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Были определены виды экономической деятельности, а также отдельные категории лиц, на которых распространяется действие моратория. Такие исключительные меры, по сути, ограничивающие права кредиторов, были обусловлены необходимостью поддержания на плаву компаний, деятельность которых была приостановлена или существенно ограничена в связи с пандемией.

Статистика за первые три квартала 2020 года показала сокращение числа компаний, признанных банкротами, на 19% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. При этом необходимо понимать, что далеко не все компании, попавшие под действие моратория, в конечном итоге восстановят свое финансовое положение. Многим для этого не хватит «запаса прочности», а проще говоря, внутренних ресурсов.

Очень хочется надеяться, что правительство не ограничится только лишь этими экстренными и временными мерами, а создаст условия для восстановления устойчивого экономического положения субъектов малого и среднего предпринимательства в посткоронавирусную эпоху. В противном случае 2021 год обещает ознаменоваться повальным ростом числа банкротств компаний.

Если же говорить о банкротстве граждан, то здесь динамика прямо противоположная.

Так, согласно данным статистического бюллетеня ЕФРСБ с 2015 по 2019 год количество процедур банкротства физических лиц ежегодно увеличивалось в 1,5 раза. И это было вполне объяснимо существующим запросом общества на возможность личного банкротства, а по сути – законного списания долгов.

Пять лет действия норм закона о банкротстве граждан показали, что суды и арбитражные управляющие пришли к пониманию социальной значимости данного института, в основе которого должна лежать именно реабилитационная функция.

Арбитражные управляющие все чаще предпочитают работать именно с банкротством граждан. Считаем, что это обусловлено тем, что арбитражными управляющими разработан и отлажен алгоритм действий, позволяющий выстроить потоковую систему. Подтверждением этого является как рост количества процедур банкротства граждан в целом, так и рост процедур на каждого отдельного арбитражного управляющего.

В сентябре 2020 года суды признали несостоятельными рекордные 12 225 человек, что почти в два раза больше (на 94,6%), чем в сентябре 2019 года.

К привычному снижению реальных доходов населения добавилась еще и пандемия. Несмотря на рекомендации Президента РФ и правительства сохранять рабочие места и уровень оплаты труда работников, многие работодатели были вынуждены идти на крайние меры, например, неоплачиваемые отпуска или даже увольнения. В такой ситуации граждане оказались перед выбором: банкротство здесь и сейчас или дальнейший рост долгов.

В сложившейся ситуации сложно спрогнозировать динамику числа банкротств в России. Единственное, что можно сказать достаточно определенно – бизнес ждут непростые времена, как для владельцев, так и для рядовых работников.