В Европе и Америке в ближайшее время могут быть введены жесткие меры, направленные на ограничение доминирующих позиций ИТ-гигантов на рынке. Регуляторы Евросоюза в настоящий момент составляют список из примерно 20 крупных компаний, таких как Facebook, Apple и Google, в отношении которых будет действовать более строгое регулирование. А в США Конгресс, по результатам расследования деятельности крупнейших ИТ-компаний, в ближайшее время должен внести изменения в антимонопольное законодательство.
Эксперты прокомментировали РАПСИ, является ли ужесточение регуляторной политики по отношению к глобальным ИТ-компаниям мировым трендом и насколько остро эта проблема стоит в нашей стране.
По данным газеты Financial Times, крупные платформы, которые окажутся в списке ЕС, «должны будут выполнять более строгие правила, чем меньшие по размеру конкуренты». Как сообщает источник газеты, в список должны войти Facebook, Apple и Google, чье доминирующее положение на рынке «не способствует конкуренции».
Следует отметить, что Еврокомиссия с 2018 года уже оштрафовала Google более чем на 8 млрд евро за нарушение антимонопольных правил. А летом этого года комиссия начала антимонопольные расследования в отношении работы App Store и Apple Pay.
Российские эксперты высоко оценивают действия Евросоюза по ужесточению регулирования ИТ-рынка. В частности, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель рабочей группы ОП РФ по противодействию распространению недостоверной информации в интернете, президент Фонда защиты национальных ценностей, журналист Александр Малькевич считает, «что это абсолютно верная инициатива Евросоюза, и мы должны аналогичную историю проводить у себя».
«Вместе с профильными организациями мы должны составить аналогичный список. Пусть отрасль, представители индустрии на площадке Общественной палаты вместе с регулятором определят, например, 20 крупнейших западных компаний, работающих в России в ИТ-сфере, хотя бы для общего понимания. У нас до сих пор нет нормальной информации о том, сколько они зарабатывают на российском рынке, кто здесь платит налоги, кто их не платит. Удивительным образом эта информация от общества скрывается, хотя она должна быть открыта. Пусть при участии профильного комитета Госдумы, Роскомнадзора, министерства, налоговой, Минфина, но мы должны это обнародовать и понимать»,
— Александр Малькевич.
Депутат Госдумы, член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин также считает, что «это правильный шаг» и действия Евросоюза «безусловно, оправданы». При этом депутат призывает учитывать, «что в ЕС нет своих сильных игроков по многим сегментам, таким как социальные сети, маркетплейс».
«Европейский рынок достаточно жестко монополизирован американскими игроками, которые являются его лидерами. Европейских коллег, как мы наблюдаем последние несколько лет, довольно сильно беспокоит ситуация с монопольным положением иностранных ИТ-игроков на их рынках; беспокоит защита персональных данных своих граждан. И в этой связи, конечно, они предпринимают ряд мер, которые с каждым годом — мы видим — становятся более жесткими и профессиональными»,
— Антон Горелкин.
Financial Times сообщает, что «ЕС стремится выйти за рамки штрафов, которые часто рассматриваются глобальными ИТ-компаниями просто как расходы на ведение бизнеса». Вместо этого Брюссель хочет ввести диверсифицированные меры, например, обязать такие компании, как Amazon и Apple, обмениваться данными о пользователях с конкурентами.
Однако эта стратегия получила неоднозначные оценки среди экспертов. Например, член Общественной палаты РФ, декан факультета права ВШЭ, д.ю.н., профессор Вадим Виноградов отмечает, что «историческим приоритетом законодательства ЕС (в отличие от, например, американского) является защита прав и свобод своих граждан, а не развитие конкуренции. При возникновении конфликта между целями развития конкуренции и защиты прав граждан приоритет отдается последним. Примером является GDPR (Общий регламент по защите персональных данных), который привел к усилению информационной и экономической концентрации на рынке, ухудшил положение локальных европейских компаний, но зато позволил обеспечить больший уровень защиты частной жизни».
«Антимонопольное законодательство ЕС не учитывает структуру цифровых рынков, когда монополия на одном рынке (например, рынке соцсетей) приводит к возможности получения сверхдоходов и манипулирования рынком на другом, не монополизированном рынке (например, рекламном). Если ставить вопрос именно в разрезе защиты собственных разработчиков, то исследования показывают, что основным является вопрос качества их продукции. Любые меры прямой поддержки национальных производителей снижают для них конкурентную среду, вследствие чего линейка их продукции перестает обновляться, а издержки начинают расти. Единственным действенным механизмом является поддержка национальных потребителей с одновременным снижением налогового и иного регуляторного бремени для производителей. Это создает и конкурентную среду, и рынок сбыта, что позволяет развиваться национальным производителям»,
— Вадим Виноградов.
Большинство экспертов отмечают, что борьба с доминирующим положением глобальных ИТ-корпораций сегодня никого не удивляет — это тенденция, которая развивается по всему миру как на развитых, так и на развивающихся рынках.
Например, аналогичный инициативам европейских регуляторов процесс идет сейчас в Америке. По итогам более чем полуторалетнего расследования юридического комитета Палаты представителей США, его члены пришли к выводу, что крупнейшие американские ИТ-компании используют монополистическую тактику на рынке, подрывая тем самым конкуренцию и уничтожая инновации.
В частности, Facebook назван монополистом на рынке соцсетей и онлайн-рекламы. Компания Google обвинена в искусственном продвижении собственных сервисов. Apple признан создателем монополии на площадку, дающую возможность скачивать приложения для устройств на базе iOS: разработчики программ должны платить Apple комиссию в 30% со всех внутренних транзакций.
Конгресс США в ближайшее время должен внести изменения в антимонопольное законодательство, чтобы восстановить конкуренцию на рынке, которую разрушили Apple, Google, Amazon и Facebook.
Кроме того, вызывает тревогу тот факт, что Google имеет доступ к персональным данным миллиардов людей на планете. По мнению авторов доклада по итогам расследования, это также дает ей преимущество в самых разных отраслях бизнеса.
Большое значение этому беспокойству придают и российские эксперты. В частности, Александр Малькевич считает важным обнародовать информацию о том, сколько пользователей у каждой из компаний, чтобы понимать степень их популярности, «влияния и начинать их регулировать, не позволяя им диктовать и навязывать нам свою волю».
«Это абсолютно мировой тренд, потому что корпорации Facebook или Twitter, удаляющие посты президента США, которого принято считать самым могущественным человеком в мире, показывают нам, что никому не подчиняются и не подотчетны. Это неправильно, так быть не должно. С учетом запредельной цензуры, которую эти компании вводят именно против российских СМИ, против российских пользователей, удаляя аккаунты, удаляя посты с издевательскими формулировками «за нарушение правил сообщества», не указывая, какие именно правила сообщества нарушены, – все это неприемлемая ситуация для нас», — заявил РАПСИ Малькевич.
«С учётом собранных глобальными компаниями массивов данных на каждого жителя Земли, они имеют эффективный инструмент воздействия на любое лицо, принимающее решение, независимо от его местонахождения, в том числе после смены гражданства, переселения и т.п. Этот инструмент позволяет глобальным компаниям воздействовать на внутригосударственные процессы как точечно (то есть на конкретных людей), так и массово (на конкретные социальные группы), затрудняя принятие решений, не выгодных компаниям.
В ситуации, когда возможности глобальных компаний заведомо больше возможностей государства, стратегия поведения государств неизбежно будет совпадать с внешнеполитической стратегией и представлять выбор из двух вариантов: установление партнерства с теми из глобальных компаний, с которыми интересы государства совпадают, либо создание внешнеполитических союзов из государств для консолидации возможностей воздействия на «соперника»,
— Вадим Виноградов.
В связи с увеличивающимся масштабом конкуренции на мировом ИТ-рынке и стремительно возрастающей роли влияния цифровых технологий на социальную и государственную политику депутат Антон Горелкин осторожно оценивает целесообразность введения в России правила обмена информации с конкурентами.
«Нужно учитывать, что наш рынок не монополизирован иностранными компаниями. На данный момент он еще довольно конкурентен, и мы видим, например, конкуренцию «Сбербанка» и «Яндекса» в ряде сегментов цифровой экономике. Мы видим также конкуренцию других компаний внутри российского рынка. И нужно ли им обмениваться данными друг с другом? Это в целом заслуживает обсуждения и адаптации к российским реалиям», — пояснил РАПСИ Горелкин.
Эксперты отмечают, что российские компании сегодня активно противостоят Amazon, Apple, Facebook и Google, однако агрессивное поведение глобальных ИТ-корпораций вынуждает власти актуализировать антимонопольное законодательство РФ, чтобы защитить интересы своих граждан и технологических компаний.
Горелкин напоминает, что «недавняя инициатива ЕС о выделении 20 ключевых игроков на их ИТ-рынке имеет российские корни. Мы разрабатываем законопроект о значимых ресурсах, который вызвал довольно огненную реакцию в медиа, экспертном сообществе, ИТ-индустрии. И мы помним, что год назад, в чем нас, разработчиков законопроекта, только не обвиняли. Сейчас очевидно, что это общемировой тренд, и коллеги фактически заимствовали наш подход, выделяя значимые ресурсы у себя для создания особого правого режима».
Вероятно, российские законодательные инициативы оказались даже более своевременными, чем европейские. По сообщению Financial Times, официальный Брюссель называет собственное стремление ограничить власть ИТ-гигантов «запоздалым», а меры, принимаемые в рамках действующего европейского регулирования, «не способствующими развитию конкуренции».
В этой ситуации, как отмечает Малькевич, «Россия обязана защитить своих разработчиков на своем рынке, оказывая всестороннюю поддержку моральную, рекламную, продвиженческую, финансовую, то есть протекционизм должен быть оказан российским пользователям».
«В 90-е годы, когда я еще был школьником, студентом, у нас были «ножки Буша» завозные. И говорили о том, что не нужно развивать российскую пищевую промышленность, российское сельское хозяйство, будем закупать куриные ножки из-за рубежа. А вот сейчас у нас попытка избавиться от цифровых «ножек Буша». Буша-младшего теперь. Мы не развивали годами, десятилетиями, российскую ИТ-сферу со словами: «Зачем? Ведь все уже придумали за нас: сервисы, сервера, программы и т.д., и т.д.». Это абсолютно в корне неправильно. Это оказалось преступно. И сейчас мы должны максимально поддерживать любой отечественный стартап и продвигать наших разработчиков, потому что в этом наше будущее. Мы должны свою Кремниевую долину построить, а не отпускать наших ребят из страны работать на американского дядю»,
— Александр Малькевич.
Эксперты считают, что России необходимо оперативно актуализировать собственное законодательство, а также обеспечить условия для его выполнения — предусмотреть широкий диапазон нормативных мер воздействия на компании для принуждения их к соблюдению закона на территории нашей страны.
Как отмечает Горелкин, в регулировании ИТ-рынка в России сегодня следует выделить две главных задачи, «и обе пока не реализованы по разным причинам».
«Первая задача — это локализация персональных данных. На данный момент локализации мы не наблюдаем: ни Facebook, ни Twitter, ни другие иностранные компании не спешат это делать, хотя закон действует уже несколько лет.
Второе базовое направление — это открытие иностранными ИТ-компаниями локальных офисов на территории России. Ряд компаний таких офисов не имеет, в связи с этим российским властям не с кем, по сути, разговаривать. Мы наблюдаем нарушение прав российских пользователей и разработчиков, отказ от локализации персональных данных. И мы видим, что ряд компаний сегодня нигилистично относится к нашему законодательству.
Меры воздействия должны быть направлены исключительно на нарушителей закона, а не на пользователей. Я имею в виду, прежде всего, ограничение рекламной деятельности иностранных компаний, которые работают в России, не хотят открывать здесь офисов и отказываются локализировать персональные данные. Необходимо задействовать финансовые инструменты наказания нарушителей и добиваться соблюдения упомянутых базовых условий, если они хотят работать в России. И полноценный диалог возможен только с законопослушными компаниями»,
— Антон Горелкин.
Напомним, в ФАС уже подготовили антимонопольный пакет, который включает в себя существенное увеличение штрафов для ИТ-компаний, пытающихся захватить рынок.
Ранее комиссия Московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) по правовому обеспечению цифровой экономики подготовила официальное заключение, в котором предлагается помимо прочего обязать иностранные IT-компании открывать свои представительства в России. А рабочая группа Общественной палаты РФ по защите прав пользователей в интернете предложила внести поправки в пять федеральных законов: об информации, о персональных данных, об иностранных инвестициях, в Кодекс об административных правонарушениях и в Налоговый кодекс. В частности, в российском законодательстве предлагается закрепить понятие «иностранная социальная сеть», а также соответствующие права, обязанности и санкции за их нарушение.
На прошлой неделе в Совете Федерации сенаторы, общественники и эксперты пришли к выводу о необходимости принятия закона, обязывающего крупные зарубежные ИТ-корпорации открывать представительства в нашей стране для того, чтобы они соблюдали требования российского правового поля.
Подготовили Людмила Кленько, Родион Руднев