Одним из важнейших итогов Первой русской революции 1905-1907 гг. для рабочего класса было появление профсоюзов. В качестве постоянных организаций рабочих они появились в Петербурге и Москве в январе 1905 года. Но поскольку соответствующего законодательства тогда не было, то первые профсоюзы оказывались нелегальными и действовали разрозненно.

О периоде становления нового института защиты прав рабочих рассказывает в девятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Первые профсоюзы в России возникли на базе стачечного движения. Они могли иметь разные названия и появлялись вначале как временные организации, координировавшие действия забастовщиков. Но зачастую и после завершения стачки ее организаторы оставались во главе рабочего движения на каком-либо заводе. О централизованных организациях по отраслям, профессиям или регионам пока речи не шло.

В сентябре 1905 года, непосредственно перед всероссийской Октябрьской стачкой состоялась Всероссийская конференция профсоюзов. На этом форуме активисты рабочего движения главным образом делились своим опытом борьбы за права рабочих и обсуждали направления дальнейших действий и формы взаимодействия отдельных профсоюзов друг с другом.

После поражения Декабрьского вооружённого восстания в Москве произошло резкое снижение профсоюзной активности и численности организаций. Однако в феврале 1906 г. удалось собрать в Петербурге II Всероссийскую конференцию профсоюзов, которая проходила нелегально. На конференции было предложено структурировать и упорядочить российскую профсоюзную систему: организовать профсоюзы в городах, а также создать единый общероссийский центр.

4 марта 1906 года под давлением рабочего движения был принят указ о профсоюзах. В печати его чаще называют «законом», но законом этот доработанный и отредактированный документ станет позднее – в 1910 году. А пока это был указ «О временных правилах об обществах и союзах». Он регламентировал порядок создания, функционирования и прекращения деятельности общественных организаций.

Действия Правил распространялись на все общества и союзы как на организации представителей наёмного труда, занятых в торговых и промышленных предприятиях, так и на владельцев предприятий (и те, и другие организации именовались профсоюзами). Запрещалось создание организаций, «угрожающих общественному спокойствию», и политических обществ, управляемых из-за границы.

В Указе, в частности, говорилось, что: «1. Профессиональные общества имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда своих членов…

2. Профессиональные общества могут ставить себе целью: а) изыскание способов к устранению, посредством соглашения или третейского разбирательства, недоразумений, возникающих на почве договорных условий между нанимателями и нанимаемыми; б) выяснение размеров заработной платы и других условий труда в различных отраслях промышленности и торговли; в) выдачу пособий своим членам;… е) доставление своим членам возможности выгодного приобретения предметов первой необходимости и орудий производства; ж) оказание содействия по приисканию работы… и з) оказание юридической помощи своим членам».

Все пункты данного Указа в совокупности представляют собой не только попытку упорядочения профессионального движения и введения его в правовое поле, но и меры по максимально возможному ограничению свободы таких организаций.

Анализируя контекст указа, видна предельная осторожность властей в отношении рабочего профессионального движения. Жестко регламентируется каждый шаг профсоюзной организации, ее деятельность должна была быть полностью прозрачной для властей.

Вся работа профсоюзов ставилась под неусыпный контроль полиции и администрации. Свободно, без заявления и согласия властей, позволялось устраивать только непубличные собрания, тогда как в отношении собраний публичных, доступных «неопределённому числу лиц, или хотя бы и определённому числу лиц, но лично неизвестных устроителям собрания», действовал прежний разрешительный порядок. На собраниях профсоюзов в обязательном порядке должны были присутствовать полицейские чины.

Администрации и полиции было предоставлено право закрывать любое собрание под предлогом угрозы «общественному спокойствию и безопасности», а за нарушение установленных указом правил устанавливался штраф или арест.

В целях недопущения создания единого центра профессиональных рабочих союзов отдельно оговаривался запрет на объединение организаций различных предприятий: «Соединение двух или нескольких профессиональных обществ в союз воспрещается».

Окончание революции, которое мы датируем государственным переворотом 3 июня 1907 года, заметно отразилось на масштабах профсоюзного движения. Если к 1907 году в Европейской России насчитывалось 650 профсоюзных организаций, то к 1911 году властями было закрыто из них 495 организаций.

В итоге, если в 1907 г. в профсоюзах насчитывалось 245 тыс. человек, то в 1908 г. оставалось лишь 40 тыс., а в 1909 г. их численность упала до 13 тыс. человек. Все межсоюзные органы, координирующие деятельность профессиональных союзов, были разгромлены.

Спад революции позволил властям развернуть репрессии в отношении профсоюзных активистов. За период с 1906 по 1916 г. были арестованы 1712 работников профсоюзов.

Такая политика царизма привела к росту связей революционных партий с рабочим движением. Если ранее у рабочих большой популярностью пользовались «экономисты» и «легальные марксисты», призывавшие рабочих к борьбе исключительно за свои экономические права, то с началом нового подъема рабочего движения перед Первой мировой войной всё большим авторитетом среди пролетариата стали пользоваться радикальные социал-демократы.

Ленин и его единомышленники всеми силами старались политизировать всё рабочее движение в том числе и деятельность профсоюзов. А реакционная охранительная политика царских властей фактически подтверждала большевистские идеи о том, что без политической революции рабочие не смогут отстоять свои права.

Вождь большевиков Ленин вёл очень жесткую борьбу против тех профсоюзов, которые ограничивали свою деятельность только защитой экономических прав и интересов рабочих. Он считал, что это «отвлекает» пролетариат от подготовки к революционному способу решения их проблем.

Особое негодование у Ленина вызывали отдельные успехи профсоюзов в отстаивании экономических требований рабочих. Он ведь был заинтересован в нарастании напряженности в среде рабочего класса, т.е. действовал по принципу «чем хуже – тем лучше». Какие-либо положительные сдвиги в «рабочем вопросе» Ленина только раздражали, и он их называл «жалкими подачками» буржуазии пролетариату с целью избежать революционного взрыва.

Таким образом, рабочее движение между революциями продолжало быть ареной борьбы между реформаторами и революционерами. Одни предлагали рабочим последовательно постепенно добиваться расширения и защиты своих прав, другие призывали к революции.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 27 октября