На прошлой неделе суд приступил к рассмотрению уголовного дела о случайных взрывах на заводе им. Свердлова, повлекших гибель шести человек. Данный инцидент произошел два года назад, еще раз засвидетельствовав значение не только соблюдения требований промышленной безопасности, но и совершенствования данной отрасли.

О том, каковы современные международные стандарты охраны труда и что делает «Роснефть» одной из самых надежных компаний в этой области, – в материале РАПСИ. 


На первый взгляд, произошедшее в августе 2018-го событие представляет собой несчастный случай: во время переупаковки старых противопехотных мин одно из устройств упало, став причиной нескольких взрывов. В результате пятеро рабочих погибли на месте, еще одна женщина скончалась в больнице. 

Однако при интерпретации этого события в правовой плоскости нет слова «случайность», но есть «нарушение». Именно с него начинается расшифровка статьи, которую следствие инкриминировало начальнику участка ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» Людмиле Кобзевой, – «Нарушение правил безопасности на производственных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» (часть 3 статьи 217 УК РФ).

В данном конкретном случае нарушение выразилось в том, что Кобзева, будучи ознакомленной с правилами безопасности ведения работ, дала подчиненным устное задание – переупаковать мины вне бронекабины. Кроме того, сотрудники не прошли необходимый инструктаж по безопасности. 

Так звучит версия следствия, которая легла в основу обвинения по данному уголовному делу. С ней согласилась и сама подсудимая, признав вину еще при первой попытке судебного разбирательства. 

Фундамент промышленной безопасности

Произошедшее в Нижегородской области как нельзя лучше доказывает, что основой промышленной безопасности являются не новые технологии, а прогрессивный и транспарентный менеджмент. В настоящее время вся мировая система охраны труда так или иначе базируется на взаимоуважительном диалоге между руководством и подчиненными. 

Новый международный стандарт «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья» (ISO 45001) вступил в силу в марте 2018 года, сменив систему OHSAS 180001. Эксперты сходятся в оценке прогрессивности данного документа, который в отличие от своего предшественника, во-первых, основан на процессах, во-вторых, динамичен, а в-третьих, учитывает не только риски, но и возможности. Кроме того, стандарт ISO 45001 определяет сразу три процесса управления предприятием: менеджмент охраны и безопасности труда, экологический менеджмент и менеджмент качества. А его структура наиболее удачно коррелирует с последними утвержденными стандартами, в числе которых – «Система экологического менеджмента» (ISO 14001). 

После публикации нового стандарта был установлен трехлетний переходный период, в течение которого организации должны перестроить свою систему в соответствии с новыми международными требованиями. 

Нормативно-правовая база России по-прежнему ориентирована на предыдущий стандарт – OHSAS 18001, что находит отражение в соответствующем ГОСТе от 2012 года. Впрочем, именно такая платформа, по мнению разработчиков ISO 45001 Кристиана Глезеля и Чарльза Корри, позволяет наиболее плавно перейти к новым международным требованиям. 

Несмотря на отсутствие подкрепленной законом обязанности по обновлению систем управления многие российские компании уже интегрировали новый документ в свою деятельность. В числе последних новостей – сообщение о том, что ПАО «НК «Роснефть» и 66 обществ группы по итогам аудита получили сертификаты соответствия требованиям стандартов «Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья» и «Система экологического менеджмента». 

Компания еще в 2017 году – за год до публикации ISO 45001 – разработала и внедрила Интегрированную систему управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды (ИСУ ПБОТОС) в свою стратегию на следующие пять лет. А в этом году экспертиза, затронувшая такие направления как «Разведка и добыча», «Нефтепереработка и нефтехимия», «Коммерция и логистика», «Газовый бизнес» и «Внутренний сервис», подтвердила соответствие ПБОТОС «Роснефти» новым международным требованиям. 

Специалисты отметили высокие результаты перманентной работы НК по обеспечению промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды. В рамках этой деятельности «Роснефтью» были введены новые требования к работе с подрядчиками, проведены мероприятия по поддержке культуры безопасности труда и экологической культуры среди работников, внедрен новый процесс по менеджменту рисков ПБОТОС и т.д. 

Необходимо отметить, что переход «Роснефти» к стандарту ISO 45001 потребовал масштабного корпоративного обучения новым стандартам, в ходе которого особое внимание уделялось отработке практических заданий по актуальным производственным кейсам. 

Последнее, в частности, еще раз подтверждает главенствующую роль информирования в современной практике обеспечения промышленной безопасности. Обучение работников – задача, стоящая перед всей промышленностью с момента появления конвейера, не только не теряет своей актуальности, но и составляет центр мировой системы охраны труда. 

Конечно, достижение абсолютных результатов в этой области сопряжено с повышением сознательности сотрудников, поскольку подавляющее большинство несчастных случаев (более 30%, согласно данным Росстата) происходит именно из-за нарушения требований безопасности. Наглядной иллюстрацией такой неутешительной тенденции является инцидент на заводе им. Свердлова. 

Именно для борьбы с подобной халатностью «Роснефть» обратилась к искусственному интеллекту. Так, на одном из нефтеперерабатывающих заводов компании была внедрена инновационная программа мониторинга охраны труда с применением обучающейся нейросети. Нововведение базируется на технологии искусственного интеллекта, который захватывает видеопоток с камер наблюдения, выделяет зоны производства и распознает нарушения правил техники безопасности. После этого данные обрабатываются и автоматически передаются в единый информационный центр предприятия. 

Вероятно, распространение подобных систем в сочетании с интеграцией новых международных стандартов хотя бы на весь крупный бизнес в России привело бы к существенному снижению случаев производственного травматизма. Такое решение могло бы способствовать решению еще двух национальных задач – цифровизации производства и укреплению гражданского общества. Ведь развитие гражданской активности невозможно без повышения сознательности и осознания ответственности. 

Людмила Кленько