Чтобы разобраться в сути одного из самых резонансных социально-правовых явлений этого года – BLM и новым формам поддержки этнических меньшинств – необходимо обратиться к истокам проблемы: эпохе колониализма. Первые попытки покорить Северную Америку были предприняты англичанами еще в XVI веке. Из-за низкой плотности населения на материке им казалось, что эти земли были почти безлюдными. Но там обитали коренные жители – индейцы. Именно при контактах с ними возникли и первые препятствия в освоении этого края.

О том, какими правами обладали местные жители, давно владевшие этими землями, и на каком праве здесь селились пришельцы, рассказывает во втором эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


В 1585 и 1587 годах Уолтер Рэли по приказу королевы Англии Елизаветы I предпринял две попытки основать постоянное поселение в Северной Америке. Разведывательная экспедиция достигла американского берега в 1584 году и назвала открытое побережье Виргиния (в честь «королевы-девственницы» Елизаветы I).

Обе попытки закончились неудачей: первая колония, основанная на острове Роанок недалеко от побережья Виргинии, оказалась на грани гибели из-за атак индейцев и недостатка припасов – она была эвакуирована Фрэнсисом Дрейком в апреле 1587 года. В июле того же года на остров высадилась вторая экспедиция колонистов численностью 117 человек.

Планировалось, что весной 1588 года в колонию прибудут корабли со снаряжением и продовольствием. Однако по разным причинам экспедиция снабжения задержалась почти на полтора года. Когда она прибыла на место, все постройки колонистов были в целости, однако никаких следов людей, за исключением останков одного человека, найдено не было. Точная судьба колонистов не установлена по сей день.

Вот так сурово и трагично сложилась судьба первых английских колонистов в Америке. Таким образом, взаимоотношения поселенцев и аборигенов надолго стали важнейшей проблемой в процессе колонизации новых земель.

В 1605 году сразу две акционерные компании получили от короля Якова I лицензии на основание колоний в Виргинии. В то время термином «Виргиния» обозначалась вся территория североамериканского континента.

Первая из компаний — «Лондонская Виргинская компания» получила права на южную, вторая — «Плимутская компания» – на северную часть континента. Сам факт раздачи лицензий английским королем на освоение территорий Америки говорит о том, что правами местных жителей английская корона пренебрегла, т.е. совсем не брала их в расчет.

Правда официально обе компании провозглашали основной целью поселения на американских территориях распространение христианства. Но это были частные компании, следовательно, они должны были иметь и какие-то материальные интересы при проведении этой весьма затратной акции. И им была дана королем лицензия, которая даровала компаниям право «искать и добывать всеми способами золото, серебро и медь».

Стало быть, американскими землями и их недрами стал распоряжаться английский король на правах верховного собственника как своими территориями. Это право было присвоено английским правительством на правах сильного без согласования с коренными жителями и без согласия прежних владельцев земли.

20 декабря 1606 года колонисты отправились в плавание на борту трёх судов и в мае 1607 года достигли берегов Америки. Ими был построен деревянный Форт Джеймс. Позднее форт был переименован в Джеймстаун — первое постоянное британское поселение в Америке.

Первые годы колонии были чрезвычайно трудными, в голодную зиму 1609-1610 гг. из 500 колонистов в живых осталось не более 60, и, по некоторым свидетельствам, выжившие были вынуждены прибегнуть к каннибализму, чтобы пережить голод.

Ни золота, ни серебра колонистами найдено не было, и основным товаром, производившимся на экспорт, была корабельная древесина. Для этой цели производилась масштабная вырубка леса, который представлял собой охотничьи угодья для аборигенов. С их интересами и правами на лес не посчитались.

Затем колонисты освоили выращивание табака. В 1614 году они все же вынуждены были приступить к согласованию своих действий по освоению новых земель с местным индейцами. В итоге переговоров было заключено нечто вроде мирного соглашение с аборигенами. Сам факт заключения этого мира говорит о том, что европейские поселенцы признавали права индейцев на осваиваемые территории.

В том же году колонистами была приобретена небольшая группа африканцев, привезенных из Анголы. Хотя формально эти чернокожие не были рабами, а имели длительные контракты без права расторжения, с этого события принято отсчитывать историю рабовладения в Америке.

В XVII-XVIII вв. конфликты с индейцами были спорадическими. Конфликтовали в основном из-за земли и границ поселений и угодий. Но так как свободных земель еще было много, эти споры не перерастали в большие войны. С течением времени приток новых поселенцев вызвал расширение территории белых поселенцев, и борьба за земли всё более обострялась.

Европейские колонисты основывали свое право на захват индейских земель на основании доктрины завоевания, то есть на праве завоевателя присоединять завоёванные территории к уже имеющимся у завоевателя территориям и праве самостоятельно, без оглядки на правовую систему, ранее действовавшей на завоёванной территории, определять вещные права конкретных субъектов владения земельными участками — от полного признания прав конкретных землевладельцев до полного лишения (отторжения) этих прав по усмотрению завоевателя в пользу его собственных подданных, государства или самого правителя.

При реализации этой доктрины завоевания известную роль играет и более низкий уровень общественного развития завоёванных, в данном случае – у индейцев Северной Америки. Это условие имеет существенное значение для лишения местных жителей каких-либо прав на завоёванные земли.

Более низкий уровень коренного населения является бонусом для удобства самого завоевания и правовой регламентации последствий завоевания — например, если аборигены ещё не образовали государства (родоплеменной строй) и не имели представления о правах собственности на землю (общинное землевладение или собирательство-охота-рыболовство), то завоевателю, конечно, будет намного легче объявить себя собственником захваченных земель.

Известно, что присвоение победителем себе прав на землю в случаях войн в «своем мире» обычно не практиковалось широко. Таковы были обычаи и устоявшиеся правила ведения подобных войн скажем между европейскими странами. Но эти ограничения не распространялись на военные вторжения и завоевательные действия в «чужом мире», как например, при завоевании территорий Северной Америки.

Таким образом силовой захват чужой территории без желания её населения — это завоевание, даже в том случае, когда военные действия, по сути, не велись из-за очевидного подавляющего преимущества прибывших перед аборигенами.

Кабальные сделки, навязанные договоры, политические уступки — это способы силового воздействия. Поэтому в любом случае переход земель индейцев Северной Америки в руки белых поселенцев имел место так или иначе в результате именно силового подхода.

Испытав на практике все эти методы присвоения пришельцами их земель, североамериканские индейцы пришли к выводу, что единственным рецептом защиты своих прав при реализации концепции доктрины завоевания — не быть побеждёнными. И они вступают в вооруженную борьбу против англичан.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 15 декабря