Тема освоения Африки европейцами синонимична проблеме работорговли. Колонизаторы приняли в ней активное участие, а для многих из них она являлась главной целью проникновения на «черный» континент. Занятие работорговлей безусловно грубейшее нарушение прав человека на свободу. Однако возникла она задолго до превращения Африки в источник обогащения европейцев.

О причинах распространения на четырех континентах спроса на «живой товар» из Африки, а также о британских методах борьбы с работорговлей рассказывает в восьмом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Европейские колонии на африканском континенте стали появляться уже в XVI веке. Первыми здесь были португальцы, захватившие Анголу и Мозамбик. В самый ранний период целью этой экспансии являлись работорговля и вывоз товаров тропического земледелия. 

К началу XVII в. на первое место в колонизации Африки вышли голландцы. Со второй половины XVII в., после ряда англо-голландских войн, рядом с Голландией, постепенно оттесняя ее, появляется Англия. Франция встала на путь колониальной экспансии позже, в XVIII в. 

Слабость, а то и полное отсутствие политической администрации и государственности помогали колонизаторам легко укрепиться на захваченных землях путем создания форпостов, портов, торговых колоний и кварталов, взять в свои руки местную торговлю, навязать свою систему рыночных связей.

Рассматривая тему колонизации Африки европейцами, исследователи обычно выделяют проблему превращения местных жителей в «живой товар». Однако, некоторые авторы работ пытаются, если не оправдать европейских работорговцев, то внести некоторые существенные уточнения в оценку степени их вины за попрание прав человека в Африке. 

Так, они указывают, что рабство в рассматриваемый период не было завезено европейцами на этот континент. К моменту прихода колонизаторов оно уже давно существовало у местных народов и племен. А рабы были уже представлены на всех рынках в портовых городах. Следовательно, европейцы не были инициаторами превращение людей в рабов. 

Однако, эти авторы умалчивают о том, что колонизаторы, предъявив огромный спрос на «живой товар», тем самым значительно подтолкнули рост предложения рабов на рынке, т.е. простимулировали местную племенную элиту к наращиванию своих усилий по «производству» этого ставшего очень выгодным товара. В итоге многие вожди племён стали всё больше совершать набегов на соседние племена с целью захвата пленников и превращения их в рабов.

Да и в экспорте рабов из Африки европейцы не были первыми. Отсюда уже несколько веков вывозили рабов арабы. Есть подсчеты количества вывезенных арабами невольников в Средиземноморье: за восемь с половиной веков с 650 по 1500 гг. они вывезли туда примерно 4,5 млн. человек. Кроме этого, в Аравию, Персидский залив и в Индию было перевезено еще 2,2 млн африканцев.

Европейцы же повели этот доходный бизнес с большим размахом. С 1500 по 1850 гг. в Америку было вывезено и продано 10-11 миллионов африканцев.

Однако в Европе к началу XIX века всё более нарастала волна протестов против грубейшего нарушения прав человека в Африке. Последовательные материалисты и поныне продолжают искать экономическую целесообразность начавшегося процесса борьбы за отмену рабства. 

Они напоминают азы истории, согласно которым рабство как социально-экономическая формация перестала существовать еще в древности из-за неэффективности рабского труда. Но это верно, когда рядом в качестве конкурента и альтернативы соперничает свободный труд. 

Однако в новые времена рабам нашли применение в таких отраслях, в таких нечеловеческих условиях, где вообще отсутствовал свободный работник. Это были необъятные плантации в Америке, выращивание и обработка сахарного тростника и т.п., где смертность рабов из-за нечеловеческих условий труда была крайне высока. Свободный человек на подобную работу просто не шел. И поэтому использование труда рабов в таких отраслях долгое время оставалось выгодным делом.

Причина развернувшейся в Европе борьбы с рабством и работорговлей, на наш взгляд, лежала не в экономической и не в технической сферах. А в плоскости морали и религии. В защиту прав человека против рабства весьма энергично и массово выступили христианские активисты – как квакеры, так и представители англиканской церкви. И они получили широкую поддержку всего общества. В результате бурных кампаний за прекращение работорговли она была в 1807 году в Великобритании запрещена.

Но запретили именно только торговлю людьми. А то, что само рабство продолжало существовать, привело к тому, что работорговля продолжалась: ведь по-прежнему был спрос на этот товар. Английское правительство отправило военные корабли к побережью Африки, чтобы воспрепятствовать перевозке рабов. 

Но так как этот бизнес был чрезвычайно выгодным, капитаны судов, перевозящих невольников, продолжали рисковать даже под угрозой быть повешенными на реях кораблей. В конце 1820-х годов из португальских колоний Ангола и Мозамбик вывоз рабов даже возрос, несмотря на усилия английского флота.

Надо отметить, что в нарушении прав человека в Африке продолжали принимать активнейшее участие вожди и короли местных государственных образований. В обмен на невольников они получали европейские товары, включая оружие, изделия из железа, алкоголь, ткани и просто побрякушки. В историю вошел Навежи II, правитель африканского государства Лунда, отдававший португальским работорговцам целые деревни. 

Наконец, в 1836 году правительство Португалии также запретило работорговлю в своих колониях. Кстати, во многом это было сделано под давлением Англии. Так что в борьбе за право африканского населения на свободу большой вклад на определенном этапе сделала именно Великобритания. 

Так, английское правительство буквально заставило португальские власти подписать еще два протокола в 1847 и 1850 годах, согласно которым британские корабли получили право патрулировать побережье Анголы и Мозамбика в местах, «неподконтрольных» колониальной администрации. 28 июня 1835 года было подписано англо-испанское соглашение, ужесточившее санкции против работорговцев.

Английские корабли получили право досматривать все корабли, с признаками перевозки невольников. Но некоторые суда пользовались определенным иммунитетом от обысков со стороны британских кораблей. 


У английских властей, например, была инструкция, запрещавшая задерживать суда под флагом России: они рабов не перевозили никогда. 


С течением времени все более понятным становилось, что без полной отмены самого рабства борьба с работорговлей будет бесконечной и малоэффективной. 28 августа 1833 года британский парламент дополнил запрет работорговли запретом рабства вообще.

В 1839 году в Англии было образовано международное Антирабовладельческое общество, ныне известное как Антирабовладельческий интернационал. Официальная борьба с рабством все больше приближалась к основным центрам рабовладения. 

В 1840 году договор о запрете торговли невольниками подписали Великобритания и Венесуэла. В 1841 году запрет работорговли был подтвержден в Пятистороннем договоре Англией, Россией, Францией, Пруссией и Австрией.

В США в 1865 году вступил в силу закон об отмене рабства. Последними отменили рабство Куба в 1886 году и Бразилия в 1888 году. С отменой рабства как такового прекратилась и позорная практика торговли людьми.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 1 февраля