Несмотря на пандемию коронавируса и последующий экономический кризис деятельность компаний в области устойчивого развития в 2021 году остается приоритетным критерием оценивания как для партнеров, так и для клиентов. А наибольшее влияние на имидж компании оказывает решение глобальных экологических задач, отраженных в 17 целях устойчивого развития (ЦУР) ООН и Парижском соглашении по климату.

О том, насколько российский бизнес отвечает международным требованиям развития, почему нефтегазовые компании увеличивают объем «зеленых» инвестиций и что делает «Роснефть» одной из самых привлекательных компаний для инвесторов, – в материале РАПСИ. 


Более пяти лет назад 193 страны-члена ООН, в том числе Россия, приняли «Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», таким образом утвердив основные принципы новой экономики: чистая экология и доступная энергия (Environment), социальная защита (Social), а также верховенство права (Governance). Совокупность данных направлений, отраженных в 17 ЦУР, в настоящее время фактически определяет интенсивность устойчивого развития (ESG) в любой отрасли. 

Однако особенность и сложность в достижении целей, принятых международным сообществом, заключается в том, что данный процесс требует усилий со стороны как государства, так и бизнеса. Очевидно, что силой, определяющей и ускоряющей такую совместную работу внутри страны, может быть только закон. 

И правовая плоскость РФ уже с 2015 года начала трансформироваться с учетом необходимости вышеупомянутых изменений: появились майские указы президента, национальные проекты по цифровизации и экологии, одобрена энергетическая стратегия, внесены изменения в Конституцию. 

Все это способствовало достижениям страны, изложенным в Добровольном национальном обзоре и представленным в ООН летом 2020 года: снижению смертности, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, низкому уровню распространенности недоедания, ускорению темпов роста ВВП, обеспечению 100% населения электроэнергией и пр. 

Данные результаты, однако, представлены уже в виде совокупных итогов и не позволяют идентифицировать конкретные достижения бизнеса, успешность которого напрямую зависит от соответствия современным трендам. Ответ на данный вопрос представляется особенно важным в условиях пандемии, когда коммерсанты, не имеющие с юридической точки зрения обязанностей по благоустройству страны, проявили себя как акторы в преодолении масштабного кризиса.

В этой связи особую актуальность приобретают исследования независимых аналитиков, оценивающих деятельность крупных компаний по ключевым для достижения ЦУР показателям. 

Несменяемые лидеры устойчивого развития

После принятия Россией обязательств по реализации ЦУР ООН практически все представители крупного бизнеса страны – Сбербанк, ВТБ, МТС, «Роснефть», «Газпромнефть», «Магнит» и др. – определили для себя ряд приоритетных целей и предусмотрели комплекс мероприятий для их реализации. Согласно данным PwC, на 2019 год около 90% компаний в РФ приняли меры для интеграции устойчивого развития в корпоративные документы. 

На новый тренд отреагировало аналитическое сообщество, разработав методику оценки деятельности бизнеса в области устойчивого развития. Так, исследования Российского союза промышленников и предпринимателей («Ответственность и открытость», «Вектор устойчивого развития»), журнала «Эксперт», а также независимого рейтингового агентства RAEX-Europe способствуют формированию комплексной картины относительно эволюции предпринимательского сектора в РФ. 

Любопытно, что с 2016 года практически во всех рейтингах десятку эко-лидеров составляют не только компании из отраслей с низким уровнем воздействия на окружающую среду (транспорт, логистика, электроэнергетика, IT), но и добывающая промышленность, априори связанная с высокими рисками для экологии. 

Опубликованное в январе этого года исследование RAEX (ESG Ranking of Russian companies 2021) подтверждает эту тенденцию: «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и «Сахалин Энерджи» – представители нефтегазовой отрасли – были признаны одними из самых экологичных компаний. Упомянутые корпорации также продемонстрировали высокие показатели в области устойчивого развитие (ESG). 

Новая формула успеха

Необходимо отметить, что снижение воздействия на окружающую среду, которому соответствует почти половина ЦУР, является одним из важнейших критериев эволюции бизнеса в настоящее время. И это неудивительно, ведь их приоритет также подкреплен Парижским соглашением по климату, нацеленным на предотвращение глобального потепления на планете. 

В 2019 году некоторые нефтегазовые компании (ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, Petrobras) уже ощутили на себе ущерб от несоответствия «зеленому» тренду, когда это стало причиной продажи их акций Пенсионным фондом Дании. Очевидно, что данный прецедент стал важным стимулятором для бизнеса, проиллюстрировавшим, что прибыль и качество продукции компании больше не являются единственными критериями для партнеров и инвесторов. 

В то же время «зеленый» имидж организации пропорционален росту ее влияния, особенно в добывающей отрасли. 

Эксперты подтверждают справедливость данного вывода по итогам анализа первых торговых недель 2021 года, когда акции «Роснефти» выросли в стоимости почти на 20%, достигнув нового исторического максимума и заняв первое место по капитализации в нефтегазовом секторе. 

По мнению ведущих аналитиков мировых инвестиционных банков, за ростом акций российской НК стоят большие перспективы реализуемого ею проекта «Восток Ойл». В частности, инвесторы крайне позитивно оценивают вклад проекта в устойчивое развитие: снижение углеродного следа компании до 12 кг на баррель нефтяного эквивалента, развитие ветрогенерации, а также нулевое сжигание попутного нефтяного газа. 

Кроме того, в настоящее время «Роснефть» занимает лидирующее положение в области этических стандартов ведения бизнеса и ESG. 

Этому предшествовало первенство компании в области формирования экологической корпоративной политики в России и интеграции ЦУР ООН во внутренние документы. 

Определив своим приоритетом борьбу с изменениями климата и недорогостоящую чистую энергию, нефтяная компания анонсировала план по выделению 300 млрд рублей на «зеленые» инвестиции в период с 2018 по 2022 гг. Таким образом был повышен объем финансовых вложений компании в экологию, которые ранее составляли 240 млрд рублей. 

Кроме того, «Роснефть», один из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов (доля в общем энергобалансе страны оценивается в 4%), реализует программу энергосбережения, демонстрируя новый подход к использованию энергии – ответственность. Благодаря поступательным решениям и плановым инвестициям экономия топливно-энергетических ресурсов компании за последний отчетный период превысила 10,9 млрд рублей. 

Необходимо отметить, что в экологическом менеджменте НК целям по борьбе с глобальным потеплением (соответствуют Парижскому соглашению) уделяется особое внимание, а результаты можно наблюдать уже сейчас. Так, благодаря улучшению показателей энергоэффективности «Роснефти» на 14% в 2018-2019 гг. удалось предотвратить выбросы 3,1 млн тонн в СО2-эквиваленте.

В то же время новые климатические цели компании, анонсирующие план работы до 2035 года, предусматривают достижение «Роснефтью» лидирующих позиций по экологичности бизнеса и вхождение в первый квартиль международных компаний по удельным выбросам парниковых газов. 

Очевидно, что следующие 15 лет конкурентоспособность бизнеса будет напрямую зависеть от соответствия международным экологическим стандартам. А ввиду однозначного прорыва нефтегазовой отрасли в плане минимизации воздействия на окружающую среду уместно предположить, что для других секторов экономики одной только углеродной нейтральности (популярная стратегия среди компаний с низким уровнем влияния на экологию – прим. ред.) будет недостаточно для увеличения капитализации.