В Южной Африке рабство официально было отменено в 1834 году. Однако результатом этого стало не равенство всех жителей страны, а возникновение специфического режима апартеида, фактически легализовавшего рабство нового времени при номинальном предоставлении прав чернокожим.

Об истории законодательного развития и поступательной детализации политики грубой правовой дискриминации местного населения в ЮАР рассказывает в десятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


История колонизации Африки европейцами представляет собой пеструю картину: в зависимости от ситуации правительства стран-колонизаторов применяли различные формы эксплуатации местного населения и, соответственно, наделяли правами аборигенов, исходя из своих целей, а также сложившихся обычаев и систем права у коренных народов.

Какой-то одной модели правовых отношений колонизаторов с местным населением не существовало. Было много различных самодеятельных схем и сочетаний обычного права и права стран-колонизаторов. Законотворчеством занимались и белые колонисты, создававшие в Африке свои государственные образования. Одним из «изобретений» белых поселенцев явилась политика «апартеида», проводившаяся в Южной Африке.

Южную Африку захватывали соперничавшие друг с другом Англия и Нидерланды. За долгие годы колонизации здесь сложилась особая субэтническая группа «африканеров» или буров – потомков главным образом голландских переселенцев. Они занимались сельским хозяйством, используя на своих полях труд рабов из местного чернокожего населения. Права аборигенов фактически ничем не были защищены.

Но в 1795 году войска Британской империи захватили принадлежавшую голландцам Капскую колонию, и она была объявлена собственностью Британии. Англичане в 1834 году отменили рабство для чернокожего населения. Эта мера вызвала острое недовольство буров, хотя английское правительство каждому фермеру выплатило компенсацию за утраченных рабов.

Африканеры были недовольны тем, что им заплатили по вест-индийским расценкам, а в Южной Африке невольники стоили в два раза дороже. В результате отмены рабства многие бурские фермеры разорились, а другие устремились за пределы английских владений на «свободные» земли вглубь Африки.

За рекой Вааль в середине XIX века буры создали два государства: Южно-Африканскую республику, более известную как Трансвааль, и Оранжевое свободное государство (Оранжевая республика). Там они вновь установили свои порядки.

Однако юридическое закрепление рабовладения в это время выглядело бы архаичным на фоне повсеместной отмены рабства. Буры это понимали, однако отказываться от дешевого труда невольников на практике они не собирались. В связи с этим интересными представляются записки помощника российского военного атташе в Трансваале капитана фон Зигерн-Корна, показывающие уровень правового сознания буров и положение дел с правами чернокожих.

Он писал: «Буры не были никогда убеждёнными и закоренелыми, так сказать, рабовладельцами. На следующий же год после основания ими республики на одном из митингов, весьма многолюдном, решено было добровольно и единогласно отказаться навсегда от порабощения чернокожих и от торговли невольниками. В таком духе была издана соответствующая прокламация. Она не вызвала ни одного протеста ни с чьей стороны и никем впоследствии не нарушалась. В сущности, ею было отменено лишь формальное право собственности на живой человеческий товар, отношения же к покорённым чернокожим остались прежние. Оно и понятно. Буры никак не могли считать диких, только что побеждённых ими врагов за равных себе. (…) Пока чёрный слуга служит ему с покорностью и преданностью, он относится к нему спокойно, справедливо и даже добродушно. Но достаточно, чтобы бур почуял в чернокожем малейшую искру возмущения, как спокойный и добродушный хозяин превращается в грозного, неумолимого палача и подвергает непокорного жестокому наказанию, не смущаясь никакими последствиями».

После англо-бурских войн все эти территории входят в состав созданного Великобританией в 1910 году Южно-Африканского Союза, а затем Южно-Африканской республики. Именно здесь правящим белым населением и стала с 1948 года реализовываться политика апартеида, т.е. раздельности существования представителей белой и чернокожей расы.

Апартеид в ЮАР предписывал коренному населению (банту) проживать в специальных резервациях (бантустанах) на территории, составлявшей около 30% площади расселения банту на территории ЮАР до прихода европейцев.

Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания).

Паспортный режим был жестким: чернокожие должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

В ЮАР было принято огромное число законов, «развивающих» и детализирующих политику грубой правовой дискриминации чернокожего населения. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп.

В 1949 году был ужесточен Закон о запрете смешанных браков, исключающий таковые, Закон о безнравственности (1950 г.) объявлял уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы. Закон о регистрации населения (1950) обязывал каждого гражданина зарегистрироваться в качестве «белого, цветного или банту». Закон об обеспечении раздельных услуг (1953) запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями. А Закон о гражданстве бантустанов (1970) лишил чернокожее население гражданства ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.

В ходе внедрения системы апартеида чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав. Официально же утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись чернокожим, было обычно намного ниже.

Законодательно было установлено: если белый был за рулём, он не мог усадить на переднее пассажирское сиденье негра другого пола. Негры не могли нанимать белых на работу. Чернокожие полицейские не имели права арестовывать белых людей. В театры и кинотеатры «белых районов» (то есть всех значительных городов) не разрешалось допускать негров, в то время как в негритянских районах почти не было ни театров, ни кино, ни ресторанов. Без разрешения властей (необходимого, например, для обслуживания дипломатов других африканских стран) большинство гостиниц и ресторанов в белых районах могли впускать негров только в качестве прислуги.

В 1970-е годы государство ЮАР тратило на образование одного чернокожего ребёнка десятую долю той суммы, которая приходилось на одного белого. Закон об образовании банту прямо предусматривал, что чернокожим детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. С 1959 года сегрегация была введена и в высшее образование: все существовавшие и авторитетные университеты достались белым.

Знаменательно, что на защиту прав коренного населения Южной Африки дружно поднялась вся мировая общественность. Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение.

Огромную роль в ликвидации политики апартеида сыграл президент ЮАР Фредерик де Клерк, занимавший пост главы государства с 1989 года по 1994 год. Уже в 1991 году им были отменены дискриминационные законы о расселении по группам, регистрации населения и «общественной безопасности». С апартеидом окончательно было покончено в 1994 году с избранием на пост президента представителя чернокожего населения Нельсона Манделы.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 15 февраля