Этичное поведение в судебном процессе стало главной темой недели из-за скандального поведения обвиняемого Алексея Навального на процессе по делу о клевете в адрес ветерана Великой Отечественной войны. Репортажи из зала суда наполнены хамскими, беспардонными и оскорбительными репликами подсудимого, причём Навальный не стесняется в выражениях и в отношении ветерана, и свидетелей, и гособвинителя, и судьи. 

Оскорбления, крики, неуважение к суду, дерзость по отношению к прокурору и свидетелям показывают только слабость позиции любого обвиняемого и увеличивают наказание, которое ему назначит суд, отмечают опрошенные РАПСИ юристы и адвокаты. 


Вежливые получают меньше

Превращать процесс в клоунаду и хамить оппонентам —  тактика, свидетельствующая о слабости линии защиты, которая может привести не только к большему наказанию по приговору, но и отдельному: можно получить штраф, замечание или удаление до конца процесса, напоминает адвокат Игорь Трунов. 

По его словам, подсудимые не до конца понимают судей и специфику их работы — они в отличие от обвиняемых находятся в суде «почти всю жизнь» и имеют право пресекать и наказывать за открытое хамство.

«Вопрос в том, что мы все люди — судья тоже человек, который воспринимает происходящее. Судья живёт этими эмоциями, страстями и оскорблениями. В российском законе закреплено усмотрение судьи. И вот, как раз, по закону решение должно базироваться на объективных и субъективных факторах. Конечно, поведение обвиняемого накладывает отпечаток на приговор», — поясняет Трунов. 

Мелочи в процессе отсутствуют, напоминает адвокат, приводя в пример криминалистические исследования, которые выяснили что даже внешность человека (не говоря о его поведении - прим. ред.) может отразиться на итоге процесса.  

«В криминалистике даже внешность учитывается судом: если подсудимый симпатичный и ведёт себя прилично, он чаще всего получит меньше нежели «хамло». А полемика «дурак — сам дурак» в суде только подкрепляет позицию обвинения», — резюмировал Трунов. 

До 300 часов исправления 

Глупость, хамство и оскорбления позволяют оппонентам подловить подсудимого, выгодно преподнеся публике и судье свою позицию, считает экс-адвокат Александр Добровинский. Он приводит в пример действия экс-адвоката Эльмана Пашаева на процессе по делу Михаила Ефремова, который получил серьезное наказание за смертельное ДТП. 

Адвокат напоминает, что согласно УК РФ за неуважение к суду предусмотрено строгое наказание: обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев. 

«Я могу рассказать вам, что за неуважение к суду и за хамство в процессе суды наказывают и наказывают очень строго. Суд может удалить подсудимого до какого-то определенной части процесса. Даже 300 часов обязательных работ можно спокойно получить, я стал свидетелем такого случая», — рассказал защитник.

Внутреннее убеждение суда 

Подсудимые и участники процесса с ярким характером часто мешают адвокатам делать свою работу и ухудшают свою участь, указывает адвокат Сергей Жорин, специализирующийся на защите знаменитостей. 

«Всем известно, что суд выносит решение по закону и внутреннему убеждению, которое складывается в том числе и по поведению лиц в гражданском или уголовном процессе... Поведение в процессе очень важно!» — отмечает защитник. 

По его словам, судьи часто меняют своё «внутреннее убеждение» относительно обвиняемого, который мешает суду, хамит и вызывающе себя ведёт.  

«Бывает так, что исход дела предрешён, например судьи знают, что рецидивисты, понимая значение поведения, ведут себя очень вежливо, что вызывает уважение со стороны суда и гособвинения. А «первоходы» начинают истерить. Это признак слабости. Если правовая позиция сильная — хамить не нужно. Я категорически против эмоций в процессе», — указывает адвокат. 

Проверка прокуратуры 

В ходе процесса над Навальным по делу о клевете прокуратура попросила суд направить в Следственный комитет высказывания Навального в адрес судьи и прокурора для проведения проверки. 

В случае, если судья найдёт для этого основания — она заявит об этом после оглашения приговора, которое назначено на 20 февраля. 

В начале февраля Симоновский суд Москвы отменил условное осуждение Навальному по делу «Ив Роше» и назначил ему наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.