В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках Четвертого Международного юридического форума «Современные проблемы права и экономики в Европе и Азии» состоялось обсуждение правовых проблем обеспечения экономической стабильности в условиях глобальной цифровизации и правовой интеграции.


Организаторами мероприятия выступили Международный альянс юристов и экономистов (Франция), МГЮА, Швейцарский центр международного гуманитарного права и Университет Иоганна Генриха Песталоцци (США), среди заявленных спикеров - представители Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Индии, Китая.

Открывая пленарное заседание, первый проректор МГЮА Елена Грачева обратила внимание на необходимость комплексного подхода и «объединения усилий всего мирового сообщества для выработки ответов на общие проблемы, с которыми столкнулось человечество в современных условиях».

Интеграция в сфере интеллектуальной собственности

Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) Григорий Ивлиев отметил значимость интеграционных процессов в сфере интеллектуальной собственности и развития экосистемы ИС.

Рассказывая о многоуровневой системе евразийской интеграции в данной сфере, Ивлиев сообщил, что она преимущественно происходит на площадках Евразийского экономического союза, Евразийской патентной организации, Содружества Независимых Государств. «Каждая из этих структур имеет собственные приоритеты развития, но все организации стремятся развивать интеграционное взаимодействие», — отметил глава Роспатента.

 Фото: Андрей Хамункин

По его словам, наиболее активно работа ведется по линии СНГ, и при наличии других интеграционных структур актуальное сотрудничество не всегда очевидно со стороны. Ярким примером общей работы может служить подготовка к подписанию соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ по охране и защите авторского права и смежных прав в цифровой среде.

Глава Роспатента не исключил, что документ может принят советом глав правительств СНГ уже в сентябре.

Особое внимание спикер обратил на значимость Евразийской патентной конвенции, на основе которой была учреждена Евразийская патентная организация, ставшая самостоятельной интеграционной площадкой, охватывающей восемь стран региона. 

«Подача заявок по национальной процедуре в несколько стран с годами утрачивает свою актуальность. Различие в национальных нормах и процедурах требует индивидуального подхода к заявке, перевода ее на языке, уплаты нескольких наборов пошлин, требуется найм представителя или патентного поверенного, аккредитованных в конкретном государстве <…>. В результате заявитель несет ощутимые издержки», — рассказал спикер, пояснив, что на евразийском пространстве к настоящему времени сложилась успешная система региональной охраны изобретений – заявитель получает единый патент.

Такие системы позволяют сокращать временные и финансовые издержи, повышать эффективности охраны интеллектуальной собственности, а также стимулировать экономическую активность в регионе, отметил Ивлиев.

По его словам, с первого июня этого года запущена евразийская система регистрации промышленных образцов. Соответствующий протокол был подписан в 2019 году в Нурсултане. К настоящему времени завершены процедуры ратификации со стороны пяти государств-участников, в перспективе ожидается присоединение к документу всех восьми государств-участников Евразийской патентной организации.

По линии Евразийского экономического союза в процессе становления находится региональная система регистрации средств индивидуализации на основании договора о товарных знаках, подписанного в феврале 2020 года, сообщил спикер.

«Самое главное для развития сферы интеллектуальной собственности является создание регионального механизма разрешения споров. У нас решение принимает Евразийское патентное ведомство. Затем решения пересматриваются национальными патентными ведомствами, либо национальными судами. Это, конечно, совершенно устаревшая схема работы, которая была принята еще в 1994 году <…> Мы видим, что в сфере интеллектуальной собственности есть потребность в общей судебной юрисдикции на евразийском пространстве, которая бы защищала предпринимателя, изобретателя, гражданина, и это направление нашей работы наиболее актуальное», - заключил Ивлиев.

Проректор по инновационному развитию и науке Российской государственной академии интеллектуальной собственности Майя Евдокимова отметила значимость научных исследований в сфере интеллектуальной собственности, которые выступают двигателем правовой экосистемы.

«Для того, чтобы элементы экосистемы развивались гармонично, нам нужно хорошо понимать, где нужно ускорить этот процесс, а где, наоборот, дать им возможность им самим развиться. В этих условиях научные исследования имеют принципиальное значение, потому что результаты будут положены в основу решений, которые будут определять правила игры, — считает спикер. – Изучение опыта необходимо для принятия решения, в том числе в рамках международного сотрудничества и интеграционных процессов, и либо присоединиться к какой-то системе, либо что-то из нее позаимствовать – лучшие практики, либо создать что-то принципиально новое».

 Фото: Андрей Хамункин

На страже конкуренции в интеграционном образовании

Директор Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Алексей Сушкевич рассказал о защите конкуренции в интеграционном образовании на примере ЕАЭС.

«Годовой поток, скажем так, дел, заявлений, наказаний за ограничение конкуренции характеризуется следующими цифрами: за 2020 год к нам поступило 28 заявлений о нарушении общих правил конкуренции, то есть создания частных барьеров на пути движения товаров. Комиссия провела 13 расследований, причем 7 из них были инициированы Комиссией самостоятельно. На рассмотрении в Комиссии было 11 дел и, соответственно, около десятка решений было подготовлено Комиссией ЕАЭС», — поделился статистикой спикер.

Также эксперт выделил несколько вызовов, которые цифровизация ставит перед Комиссией ЕАЭС. Одной из актуальных тенденций является то, что сами правонарушения все чаще совершаются в цифровой среде, и регуляторам, как следствие, необходимо адаптировать имеющийся у них инструментарий, нормативные акты и улучшить через развитие компетенций понимание действий участников этого рынка.

«Дело, которое для нас является модельным о злоупотреблении доминирующим положением, провел антимонопольный орган Германии. Facebook был уличен в использовании рыночной власти: он запрашивал и получал, потому что пользователь был вынужден ему их предоставить, избыточные персональные данные, которые при обычном ходе бизнеса, при наличии конкуренции на рынке социальных сетей Facebook бы не запросил и не получил», — рассказал Сушкевич.

Другим последствием цифровизации экономики для антимонопольного регулирования в ЕАЭС стало появление ситуаций, когда проблематично определить разделение компетенций и юрисдикций ведомств.

«Существующее сегодня регулирование раздела компетенций <…> почти не работает на рынке электронного контента, очень плохо работает на рынке приобретения товаров через магазины в интернете, очень плохо через приобретение услуг в интернете», — заметил спикер, подчеркнув, что Комиссия ЕАЭС сконцентрирована на решении этой проблемы.

Защита интеллектуальной собственности в Китае

В свою очередь, директор Института Дальнего Востока Российской академии наук Алексей Маслов затронул тему правового регулирования защиты патентов и торговых марок в Китае с учетом расширения взаимодействия с этой страной.

«Чаще всего нарушение прав интеллектуальной собственности связано с тем, что владельцы этих прав не регистрируют их на территории Китая, не знают китайских законов и потом попадают в правовые коллизии», — считает Маслов. По словам спикера, прежде чем выходить на китайский рынок с каким-либо продуктом, стоит учесть особенности законодательства страны и иметь в виду, в частности, что в Китае действует довольно жесткий территориальный принцип защиты авторских, интеллектуальных и смежных прав. И это значит, что неважно, в какой стране зарегистрирован патент, авторские права, торговая марка – это регистрация не действует в Китае и может быть нарушена. Соответственно, с целью их защиты они должны быть зарегистрированы именно на территории Китая, причем сама процедура, по словам Маслова, не представляет большой сложности. Необходимо учитывать при этом, что права на изобретения регистрируются в срок от двух до трех лет, а в случае изобретения особенно высокой стоимости регистрация может состояться в течение полутора лет.

Цифровизация права и экономики

Президент Европейской ассоциации правовых технологий (ELTA) и управляющий директор Infotropic Media Хольгер Цшайге остановился на вопросах цифровизации права и экономики, исходя из той точки зрения, что этот процесс — необходимое условие на пути к справедливому и экономически устойчивому обществу XXI века.

«Какой эффект имеет цифровая трансформация на экономику? По прогнозам специалистов, в 2023 году больше половины мирового ВВП будет создано компаниями, которые уже прошли цифровую трансформацию. В денежном выражении это 53 триллиона долларов <…> По оценке BWC технологии искусственного интеллекта в состоянии обеспечить прирост мирового ВВП на 15,7 триллиона долларов. То есть мы говорим об огромных суммах и, как следствие, об огромном эффекте цифровой транформации», — сообщил спикер.

Что касается юридической отрасли, то, по словам спикера, степень ее готовности к трансформации может быть улучшена. «Многие вспомнят ситуацию прошлого года, когда в начале пандемии все спешно бросились анализировать свои контракты, потому что необходимо было понять, какие обязательства есть в этих контрактах и какие последствия наступают за их невыполнение. Выяснилось, что 80% компаний совершенно не знают, что у них прописано в контрактах», — сообщил Цшайге.

По его мнению, в настоящее время перед юридической отраслью стоят три значимые проблемы, которые могут быть частично решены путем цифровой трансформации и интеграции новых технологий. Это сложность юридического языка и документов для среднестатистического обывателя, высокая стоимость услуг юристов и медленное правосудие. По последнему аспекту наиболее характерные примеры – Бразилия и Индия. 

«В мире 80-85% населения не могут позволить себе платную юридическую помощь, компании нередко принимают решение не защищать свои права из-за высокой стоимости и непрозрачности ценообразования <…> В судебной системе Бразилии находится 100 миллионов нерассмотренных дел, в Индии - 30 миллионов»», — отметил эксперт.

Цифровая трансформация и, в частности, автоматизация некоторых процессов при помощи алгоритмов в данном контексте, как считает Цшайге, может облегчить понимание правовых процессов, ускорит скорость работы юриста и снизит стоимость его услуг. Наконец, эти услуги, по крайней мере частично, могут оказываться на специальных платформах на базе алгоритмов, в то время как у юристов будет возможность сконцентрироваться на решении комплексных ситуаций, требующих обязательное участие человека.

Социальная несправедливость, антикоррупционная повестка

Профессор Университета Сантьяго-де-Компостела (Испания) Элиа Антониетта Раффаэла в ходе своего выступления обратила внимание на необходимость преодоления социальной несправедливости в эпоху постпандемии. Президент международной консалтинговой фирмы Strategia & Sviluppo Consultants (Италия) Фабрицио Зукка рассказал об отчетности в области устойчивого развития. Юридический консультант Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии Джованни Тарталья Польчини, в свою очередь, пояснил роль рабочей группы по борьбе с коррупцией G20 в многосторонней антикоррупционной повестке.

Завершали пленарное заседание сопредседатель Евразийской народной ассамблеи и член Высшего консультативного совета Евразийской народной ассамблеи (Индия) Далбир Сингх и профессор Московского государственного института международных отношений МИД России, директор ИНИОН РАН, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов. В своих выступлениях они остановились на вопросах верховенства права в контексте устойчивого развития и формы государственной поддержки экспорта прямых инвестиций.

 Фото: Андрей Хамункин

В рамках панельных дискуссий

На одной из панельных дискуссий рассматривались вопросы взаимодействия интеграции и современного международного права, новые векторы правового регулирования общественных отношений в условиях интеграционных процессов, тенденции развития интеллектуальной собственности на евразийском пространстве и роль связанных с этим структур, а также европейский опыт интеграции в этой сфере.

Другая дискуссия была посвящена унификации и гармонизации правового регулирования трансграничных электронных сделок: «Одной из главных проблем электронной трансграничной торговли, являются правовое признание операций с идентификационными данными, создание системы управления идентификационными данными, выработка единых требований в отношении идентификации лица безопасность и конфиденциальность передаваемой посредством сети Интернет информации».

Вопросы правового регулирования информационного пространства Индии и Китая, развитие цифровой инфраструктуры и технологий искусственного интеллекта, цифровое доминирование Китая, а также китайскую программу правовой дипломатии и ее геополитические последствия обсудили в рамках «Актуальные проблемы развития законодательства России, Индии и Китая в условиях глобализации и цифровизации».

Наконец, эксперты обсудили актуальные проблемы совершенствования российского и французского законодательства в условиях правовой интеграции. Участники дискуссии отметили «многовековую историю и сложившиеся традиции» между двумя странами и подчеркнули, что имеющиеся «проблемные вопросы юрисдикций во многом схожи, в том числе и в плане общности российской и французской правовой модели».