Реализация революционной законности признана удовлетворительной и никаких особых мер для ее укрепления предпринимать не планируется, однако юриспруденции предстоит пройти ещё ряд преобразований: прежде всего, речь идёт о необходимости усиления судебной власти и сужении полномочий чрезвычайных комиссий. 

Аналитики также отмечают актуальность создания независимого от властей и министерства юстиции института прокуратуры, а также закрепление более четких процессуальных действий по уголовным делам. В частности, предлагается всякому арестованному в течение 48 часов предоставлять постановление, в связи с чем он задержан, и прекратить практику немотивированного содержания под стражей.

РАПСИ продолжает знакомить* читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 28 декабря 1921 года.


Об укреплении революционной законности (в дискуссионном порядке)

После решения съезда Советов доказывать необходимость укрепления революционной законности не нужно. Однако, необходимо немедленно провести ряд мероприятий, которые обеспечили бы претворение этого решения в жизнь. Укрепление самостоятельности судов, издание уголовного кодекса, кодекса гражданского, введение независимой, подчиненной исключительно центру прокуратуры; установление единой кассационной инстанции, систематизирующей судебные решения народных судов и введение упрощенного порядка для разбирательства дел о должностных преступлениях, содержащих признаки превышения власти; сокращение до минимума внесудебных решений и установление точно соблюдаемых формальных гарантий при производстве арестов – таковы первые необходимые шаги для проведения в жизнь решения съезда Советов.

Решением партийной конференции постановлено усилить суды, как органы борьбы с преступностью, и соответственно с этим сузить полномочия чрезвычайных органов с ВЧК. Вопрос стоит практически, и практически нужно к нему подходить. ТО, что мы предлагаем сейчас в качестве первых шагов по укреплению революционной законности, является тем минимумом, без которого всякие вопли о законности останутся только воплями; некоторые из указываемых ниже мероприятий уже находятся в стадии подготовительной работы и принципиально решены, остальные или еще не постановлены, или оспариваются товарищами, работающими в этой области.

Мы ставим сейчас эти вопросы практически в порядке дискуссионном и считаем, что время не ждет, и на них должен быть дан тот или иной ответ немедленно и без дальнейшей проволочки. Вот эти мероприятия:

1) В области личных и имущественных гарантий необходимо:

а) Немедленно восстановить действие старых забытых декретов конца 1917 года об обязательном предъявлении всякому арестованному письменного постановления соответствующей судебной, следственной или административной власти через 48 часов после задержания.

б) Необходимо в качестве обязательной нормы ввести обязательность предъявления каждому арестованному обвинения через две недели после задержания.

в) Необходимо установить законом обязательную передачу дела в суд для дальнейшего производства следствия через месяц со дня задержания в случае, если арест произведен не судебно-следственными органами.

г) Право административного решения дел без суда должно быть ограничено для Чрезвычайных Комиссий исключительно категориями общественно-опасных элементов (антисоветские партии, белогвардейцы, пособники и укрыватели бандитов), заключением на срок не свыше шести месяцев или высылкой на срок не свыше двух лет, каждый раз с санкции Президиума ВЧК и с последующим контролем таких постановлений Верховным Трибуналом ВЦИК. Непосредственная расправа всеми мерами репрессий должна быть ограничена исключительно случаями открытых вооруженных восстаний с таким же последующим контролем.

д) В области имущественных гарантий должен неукоснительно соблюдаться декрет о конфискациях и реквизициях, запрещающий наложение таковых иначе, чем по суду, или через специальное постановление центральных органов власти (СТО и Совнаркома).

2) В качестве средств, обеспечивающих действительное проведение указанных требований закона в жизнь, должно быть проведено немедленное создание централизованной и независимой от местных влияний прокуратуры в качестве органа государственного наблюдения за исполнением законов. Государственный прокурор при Губзавюсте по проекту Народного Комиссариата Юстиции (или совершенно поглощающий Завгубюста, как это было бы более целесообразно) с моей точки зрения, - должен быть независим от Губисполкома, назначаться исключительно Наркомом и располагать кадром помощников не менее пяти на губернию: один при Трибунале, один при Совнарсуде и три для объезда уездов. На прокурора должен быть возложен прием жалоб и заявлений по всякого рода правонарушениям с отнятием этого права от теперешних органов РКИ, надзор за следственным производством по всем делам, право возбуждения дел, осмотра тюрем и обязанность через своих помощников поддержания обвинения в судебных местах. Прокуроры с совещательным голосом присутствуют на заседаниях Губисполкома подобно тому, как Наркомюстиции на тех же правах должен присутствовать на заседаниях Наркомюста прокуратура должна быть обособлена и возглавляться Наркомом.

3) Для укрепления самих судебных мест должны быть проведены немедленно следующие мероприятия:

а) Должен быть окончательно разработан и санкционирован первой же сессией ВЦИК нового созыва общий уголовный кодекс, единый для всех судов, проект которого уже разработан и распространен на съезде Советов.

б) Систематизирован и утвержден тем же порядком кодекс гражданских правоотношений и в особенности, что всего важнее, процессуальный гражданский кодекс, формы которого должны быть наиболее простыми и в то же время достаточно гибкими для того, чтобы охватить все новые экономические факты, над закреплением которых сейчас работает Советская власть.

4) В области непосредственного судоустройства одновременно представляется безусловно необходимой коренная реформа действующей системы судебных мест, - вопрос, по которому мне приходится принципиально расходиться с политикой Народного Комиссариата Юстиции, но разрешение которого в конце концов согласно моей точки зрения представляется мне объективно неизбежным. Общие судебные места (народные суды) не могут оставаться в распыленном состоянии, кассационная практика советов народных судей должна быть объединена и систематизирована, и сам Народный Комиссариат Юстиции для разрешения вопросов судебной практики должен создать особое судебное место. Те робкие шаги, которые сделаны уже Президиумом ВЦИК в направлении создания устойчивого кадра заведующих губернскими отделами юстиции, должны быть завершены установлением несменяемости – без санкции Наркома, председателя совнарсуда, как это сделано по отношению к председателям Трибунала. Верховный судебный контроль должен осуществляться не административными постановлениями коллегии Наркомюста, а решением единого кассационного центра, к который должен влиться в качестве его составной части Верховный Трибунал ВЦИК в лице его кассационных коллегий.

5) Одновременно должен быть разработан особый упрощенный порядок для разбора дел о должностных преступлениях, содержащих признаки превышения власти, с тем, что дела о таких преступлениях должны всегда влечь за собой суровую, предусмотренную уголовным кодексом, кару.

Изложенные выше реформы являются пока что, только первой схемой. Было бы крайне желательно, чтобы Президиум ВЦИК в первом же своем заседании немедленно их рассмотрел, принципиально одобрил и создал авторитетную комиссию обязав ее представить соответствующий законопроект на рассмотрение февральской сессии ВЦИК нового созыва.

Н. Крыленко.

(Известия В. Ц. И. К., №294)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены