Президент России Владимир Путин заявил об успешной защите Казахстана от террористического восстания. Залогом возвращения страны к нормальной жизни стала защита силами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) ключевых военных объектов. Этот прецедент способен стать точкой отсчета появления на международной арене новой влиятельной силы, гарантирующей правопорядок и безопасность в России и ближайших странах.


Это первый случай, когда миротворческий потенциал ОДКБ был реально задействован для обеспечения безопасности, стабильности и целостности одного из государств-членов. Всего альянс направил в Казахстан около 2500 миротворцев.

Основанием для знакового решения стала попытка государственного переворота. В ходе него, по данным Минздрава Казахстана, пострадали свыше тысячи человек, из них около 400 госпитализированы.


«Теперь уже очевидно, что все эти боевые действия координировались из одного центра, тщательно спланированная операция вступила в решающую фазу. Об этом свидетельствуют синхронные, я подчеркиваю, синхронные нападения на здания региональных властей, правоохранительных органов, следственные изоляторы, стратегические объекты, банки, телевышку и телеканалы», — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на онлайн-саммите Совета коллективной безопасности ОДКБ.


Напомним, в соседней стране почти неделю продолжались крупнейшие в новейшей истории государства беспорядки. Лидеры России и Казахстана сошлись во мнении, что это была попытка восстания, поддерживаемого из-за рубежа.

В частности, Токаев отмечал, что захватившие правительственные учреждения являются группами террористов, которые прошли серьезную подготовку за рубежом. В комендатуре Алма-Аты отметили, что жестокие действия нападавших могут свидетельствовать о террористическом и экстремистском характере бандформирований, атаковавших город.

Важно заметить, что под государственной безопасностью в Уставе ОДКБ понимается общность мер по защите существующего государственного строя, территориальной целостности и суверенитета страны от незаконной деятельности враждебных государств — противников государственного строя внутри самого государства (радикалы, сепаратисты и пр.). Для охраны государственной безопасности государства ОДКБ должны собрать и подготовить все силы для выявления и борьбы с вызовами и угрозами, которые исходят от враждебных государств и иных нарушителей безопасности.

Путин заявил, что ОДКБ удалось предотвратить подрыв основ государства, полную деградацию внутренней ситуации в Казахстане, блокировать террористов, преступников, мародеров и другие преступные элементы.

«Каждый из союзников внес свой вклад в выполнение поставленной задачи в составе воинской группировки ОДКБ. Туда вошли и уже активно проводят работу подразделения всех без исключения стран-участниц. Это свидетельствует о том, что проводимая в рамках ОДКБ многолетняя кропотливая работа по формированию целостной системы безопасности государств-участников, включая коллективные миротворческие силы, дает результат», – отметил президент России.

Правовые основания

Американские дипломаты пытались поставить под сомнение легитимность антитеррористической операции, а также правомочность присутствия сил ОДКБ в Казахстане.

Посол России в США Анатолий Антонов в ответ на это акцентировал, что все решения о направлении коллективных сил в Казахстан были приняты на основе уставных документов ОДКБ и по просьбе законного президента страны.

«Устав Организации Объединенных Наций признает за каждым государством неотъемлемое право на индивидуальную или, я подчеркиваю, или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. В ближайшее время после завершения предварительного расследования мы представим на суд мировой общественности дополнительные доказательства подготовки проведения террористической агрессии против нашей страны», — заявил по этому поводу Токаев.

Межправительственными соглашениями предусмотрено участие сил ОДКБ в случае подобных ситуаций, для ввода войск не требуется особого разрешения национальных парламентов. В статье 7 устава ОДКБ говорится, что стороны «принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, обеспечивающей коллективную защиту в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету».

ОДКБ реагирует, если есть запрос со стороны государства — члена ОДКБ. Такой запрос поступил от президента Токаева, который в качестве основания для ввода войск указал необходимость защиты страны от «вторжения террористических организаций, подготовленных из-за рубежа».

По словам экспертов и наблюдателей, казахстанские власти столкнулись с нехваткой вооруженных сил для наведения порядка, в том числе по причине того, что протесты шли одновременно во многих городах страны.

Принципиально важное значение имеет выбор членами ОДКБ именно миротворческих сил для отправки в Казахстан вместо Коллективных сил оперативного развертывания или Коллективных сил быстрого реагирования для Центральной Азии. Это означает, что силы ОДКБ не вмешиваются во внутреннюю ситуацию страны и, например, не будут разгонять мирные митинги. Задачей миротворцев является исключительно охрана стратегических военных объектов, что никак нельзя связать с попыткой политического влияния. Оперативным наведением порядка занимаются только внутренние силы. Таким образом, нет ни малейших оснований для сомнений в правомочности решения ОДКБ.

«Миротворческий контингент с ходу взял под защиту ключевые объекты инфраструктуры и обеспечивает контроль над ними казахстанских властей. Именно казахстанских властей. А казахстанские силовые и правоохранительные структуры занимаются непосредственно борьбой с терроризмом, боевой работой, защитой мирного населения и выполняют полицейские функции там, где нужно», – сказал Путин ходе видеоконференции лидеров стран ОДКБ.

Другой вопрос, насколько влиятельна может быть эта структура и позволяют ли ее уставные документы предотвращать и оперативно купировать подобные ситуации в странах — членах Организации.

Перспективы

«Конечно, мы понимаем, что события в Казахстане — это не первая и далеко не последняя попытка вмешательства извне во внутренние дела наших государств», — обозначил проблему Путин. По словам российского президента, меры, предпринятые ОДКБ, «ясно показали, что мы не позволим раскачивать ситуацию».

Заметим, что со времени создания в 2008 году Коллективных сил оперативного реагирования миротворческих сил ОДКБ они ни разу не применялись в условиях военной или антитеррористической операции.

В 2010 году в связи со сложной ситуацией на границе с Узбекистаном определенная помощь была оказана Киргизии, но силы КССР не вводились. В последний раз войсковые соединения ОДКБ громко заявляли о себе в конце 2021 года, когда провели учения на границе Таджикистана с Афганистаном. Во избежание угрозы вторжения талибских сил свой потенциал продемонстрировали около 4 тысяч военнослужащих и более 500 единиц техники. Но в военных условиях они так и не были задействованы.

Важно отметить, что изначально ОДКБ была ориентирована на отражение военных угроз извне. Впоследствии число задач увеличилось и целью Организации стало создание и укрепление в регионе универсального института безопасности.

Однако долгое время формулировки документов ОДКБ не позволяли Организации реагировать на внутренние проблемы ее членов. В частности, ОДКБ осталась в стороне в 2010 году, когда в Киргизии произошла вторая «тюльпановая революция», в ходе которой последовали смена власти и столкновения на этнической почве. Также силы ОДКБ не участвовали в грузино-югоосетинском конфликте в 2008 году.

В Уставе ОДКБ отсутствовала статья, по которой предусматривается помощь в пресечении беспорядков и их ликвидации. Поэтому в декабре 2010 года на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ обсуждались поправки в Устав ОДКБ, по которым КМС ОДКБ разрешается реагировать в кризисных ситуациях.

В настоящий момент, осознав значимость проблемы международного терроризма и экстремизма, члены ОДКБ пришли к выводу, что бороться с этими угрозами лучше не в одиночку. В соответствии со ст. 8 Устава ОДКБ ее участники должны объединить свои усилия для достойного противостояния терроризму и экстремизму. Совместная деятельность государств — членов ОДКБ проходит непосредственно при взаимодействии государств со специализированными подразделениями Секретариата ОДКБ — Управления противодействия вызовам и угрозам.

В конце 2000 — начале 2010-х годов в Устав и во многие документы ОДКБ были внесены изменения, которые позволяют реагировать на внутренние кризисы и беспорядки. Благодаря этим изменениям ОДКБ показала свою востребованность и эффективность как авторитетная военно-политическая организация во время беспорядков в Казахстане.


«Это реально работающий механизм обеспечения стабильности и безопасности наших государств. Фактически, произошедшие события стали переломным этапом в развитии Организации, которая обрела новое качество как сильный международный институт. Угрозы, с которыми столкнулся Казахстан, являются общими для всего пространства коллективной безопасности. Поэтому нам важно и далее укреплять мощный потенциал ОДКБ», — заявил Токаев.


Такие результаты стали основанием для закрепления и развития нового статуса Организации. Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости совершенствования процедуры использования совместных сил в рамках ОДКБ.

«Решения были приняты оперативно, но нужно, чтобы они были единообразными. И это улучшило бы качество нашей работы, подняло бы его еще чуть повыше и сделало бы нашу работу еще более эффективной», — сказал Путин на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Он также отметил, что Россия продолжит уделять приоритетное внимание укреплению отношений с государствами — членами ОДКБ.

Таким образом, после успешного подавления попытки очередного государственного переворота в центральноазиатском регионе благодаря помощи миротворцев ОДКБ (что позволило обойтись без противоправной смены власти в отличие от предыдущих прецедентов) есть все основания считать силы данной Организации важнейшим гарантом соблюдения международных норм, а также внутригосударственных правопорядка и законов ее членов.