Судам предлагают дать право применять наказание по аналогии: такая статья предусмотрена в новом проекте Уголовного Кодекса, разработчики отмечают ее необходимость тем, что предусмотреть в кодексе все преступления не представляется возможным.
Среди новых принципов проекта также выделяется наказуемость оконченного покушения, как за само преступление, ограничение применения расстрела, обязательный зачет времени, проведенного в предварительном заключении.
Также проект различает две категории санкций: не выше установленного предела для преступлений, являющихся пережитком старого строя, и не ниже – для преступлений, направленных против отношений, установленных советской властью.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 28 января 1922 года.
IV Всероссийский Съезд деятелей советской юстиции
Товарищ Черлюнчакевич о проекте уголовного кодекса
Оратор, главным образом, останавливается на тех основных принципах кодекса, которые делают его далеко не похожим на все имеющиеся где бы то ни было кодексы. Прежде всего докладчик отметил основной принцип – установление на ряду с наказанием и других мер социальной защиты (принудительное лечение, высылка, помещение в учреждения для дефективных). Вместе с тем наказание рассматривается не как возмездие за содеянное, не является местью, а лишь одной из мер защиты. Затем тов. Черлюнчакевич ознакомил съезд с мотивами, которые вызвал новые начала, вводимые в кодекс. Эти начала: давность, устанавливаемая для одних преступлений в 3 года, для других – в 5 лет, наказуемость оконченного покушения, как за само преступление, ограничение применения расстрела лишь местностями, объявленными на военном положении и лишь военными отделениями ревтрибунала, обязательный зачет времени, проведенного в предварительном заключении, введение новых институтов: наблюдательной комиссии при каждом месте заключения и судебных приказов.
Судебные приказы, т.-е. наложение судом наказания в виде принудительных работ трех месяцев или штрафа в триста рублей золотом за мелкие преступления, без вызова обвиняемого, вводится как способ изжить всякие административные меры взыскания.
Хотя мы и подошли к тому периоду, когда при разборе дел одна ссылка на революционное правосознание является недостаточной и когда ради однообразного применения репрессий по всей Республике требуется согласование их с определенным кодексом, все же последний не совсем сковывает суд, а оставляет место и его социалистическому правосознанию, допускает отступления от указанных в кодексе высшего и низшего пределов наказаний по исключительным обстоятельствам дела, при условии, конечно, точной мотивировки.
Что касается этих пределов, то докладчик отметил, что кодекс различает две категории санкции: не выше известного предела для преступлений, являющихся пережитком старого строя, и не ниже – для преступлений, направленных против отношений, установленных Советской властью.
Так как предусмотреть в кодексе все преступления не представляется возможным, авторы проекта отвергли принцип – не предусмотренное законом не является преступлением, - и ввели в кодекс статью, предусматривающую право суда применить наказания по аналогии.
Обрисовав вкратце условия, в силу которых кодекс представляется съезду в не достаточно обработанном виде, с естественными, конечно, недочетами и пропусками, докладчик отмечает, что в основных своих принципах кодекс построен на опыте народных судов за истекшие четыре года, что в нем социалистическое правосознание лишь углубляется и конкретизируется, что и в плане, и в подразделении преступлений по главам кодекс является вполне самостоятельным трудом, ни откуда не заимствованным.
(Известия В. Ц. И. К.)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены