РАПСИ проанализировало процессы актуализации правовой базы, регулирующей репатриацию русскоговорящих соотечественников, и пришло к выводу: без снятия бюрократических препон – принятия законопроекта о репатриации – госпрограмма не принесёт ожидаемого эффекта.


Защита интересов наших соотечественников и русскоязычного населения, проживающего за рубежом – один из государственных приоритетов. Особую важность государственной программы по репатриации соотечественников в Россию подчеркивал президент России Владимир Путин в ходе выступления на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, еще в 2018 году. 

Тогда же президент сообщил об утверждении новой редакции Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы. Ключевым положением Концепции стало содействие переселению русскоязычного населения в Россию. В 2021 году Владимир Путин самолично внес в Госдуму законопроект «О гражданстве РФ», облегчающий получение статуса гражданина для многих русскоязычных людей. 

Позднее законодательные изменения в этой связи вводились и после присоединения к России новых территорий, но они тоже в большей мере касались вопросов гражданства, а не самого механизма репатриации.

Помощь репатриантам в Россию осуществляется в рамках Государственной программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации №637 от 22.06.2006 г., действующей в редакции Указа Президента Российской Федерации №1289 от 14.09.2012 года. За годы существования программы в рамках нее в нашу страну переселились около миллиона человек: цифра уверенная, но не слишком масштабная, учитывая многомиллионную аудиторию этой программы. 

Сейчас поддержка русскоязычному населению, проживающему за рубежом, требуется как никогда: русофобское настроение на фоне изменения геополитической ситуации обострило и без того тяжелое положение наших сограждан – сограждан по паспорту или по убеждениям. 

О случаях русофобии в странах Средней Азии периодически сообщают СМИ: очевидно, в этих регионах проблема давно присутствует как фон. Самое неприятное, что в этих странах беззащитными жертвами нередко становятся дети, которые являются русскоязычными и этнически отличаются от большей части населения.

Другая, но не менее драматичная ситуация, складывается вокруг жизни русскоязычного населения в Прибалтике. В Латвии, например, негражданам страны (даже если они родились и прожили в Республике всю свою жизнь, имеют жилье и работу) для продления вида на жительство необходимо сдавать экзамен по латышскому языку, освобождаются от него только лица старше 75 лет. 

Кроме того, соискателям (пусть и рожденным, и выросшим, например, в центре Риги) предлагается заполнять анкеты, которая в том числе выясняет отношение к проводимой СВО. Учитывая риторику прибалтийских стран, совершенно очевидно, каких ответов ждут от претендентов на ВНЖ. Не хотите ответить так, как нужно нам? Пожалуйста, «чемодан-вокзал-Москва». Фактически речь идет не просто о психологическом, а институциональном зомбировании русскоязычного населения в этой стране.

Чиновники «футболят» переселенцев

По мнению многих экспертов и самих граждан-участников, в нынешнем виде процесс репатриации чрезвычайно осложнен в России: люди сталкиваются с большим количеством бюрократических препятствий – начиная от режима работы консульских отделов и спорадическим движением очередей для подачи документов, заканчивая отношением самих регионов, которые должны выступать в роли дружелюбной принимающей стороны, а на деле зачастую воспринимают репатриантов как обузу, чиня все новые бюрократические препоны скорейшей адаптации переселенцев на исторической Родине. 

На сегодняшний день сложность процесса репатриации в России объясняется несколькими причинами, главной из которых является отсутствие необходимой правовой базы.

Вдвойне удивительно в этой связи, что инициативы, направленные как раз на укрепление законодательных оснований данного процесса, встречают поверхностное отношение профильных ведомств и отклоняются без должного анализа – как это произошло, например, с законопроектом Константина Затулина, полностью посвященного проблеме репатриации.

Напомним, с 2006 года в России действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. №637, далее – «госпрограмма»). Субъекты Федерации разрабатывают собственные региональные программы переселения, в рамках которых и организуется работа с участниками госпрограммы и членами их семей. Однако говорить о данных документах как о правовой базе для репатриации в Россию в полной мере нельзя.

Государственная программа служит конкретным целям, и они прямо названы в тексте документа – это объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов и стабилизация численности населения России, в первую очередь на территориях приоритетного заселения. С ее помощью дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения РФ.

Среди принципов реализации программы, наряду с добровольностью участия в ней, адресностью государственных гарантий и социальной поддержки, также устанавливаются принцип обеспечения баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, России в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и принцип приоритета мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса. 

Иными словами, государство готово вкладываться в желающих переехать в Россию соотечественников, оказывать им помощь в процессе возвращения на родину, но только тем, кто представляет практический интерес для социальной и экономической сферы страны. Получается, назвать госпрограмму подлинно репатриационной можно с трудом.

Помимо прочего, эксперты отмечают, что из-за сложных и длительных процессов легализации переселенцев, а также бюрократических нюансов процедуры переселения госпрограмма не пользуется спросом у соотечественников. Здесь же отмечаются значительные проблемы с трудоустройством переселенцев, обеспечением их жильем и прочие.

Российские субъекты Федерации не совсем охотно участвуют в госпрограмме. Например, губернатор Калужской области в 2022 году вывел свой регион из программы переселения соотечественников. 

Как сообщается на сайте Портала органов власти Калужской области, за 14 лет в область прибыло более 90 тыс. соотечественников, но, если в первые годы реализации программы ее результаты соответствовали цели: славяне составляли более 80%, то к 2022 году доля представителей славянских народов снизилась до 17%. В связи с тем, что большую часть переселяющихся составили жители стран Средней Азии и Закавказья (далеко не всегда русскоязычные), власти региона посчитали, что реализация программы уже не достигает первоначально поставленных целей.

Многие эксперты также связывают незаинтересованность регионов в эффективной работе госпрограммы с тем, что она накладывает на местные бюджеты дополнительные обязательства. 

Так, например,  согласно паспорту подпрограммы 2 «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» общие затраты на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Мурманской области в 2023 году должны составить 1277,2 тыс. рублей, а общие затраты на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Мурманской области за весь период действия программы (2021-2025) составят 6644,1 тыс. рублей. При этом ожидаемый конечный результат – только 900 человек.  

Несмотря на то, что программой не предусмотрено обязательство всех прибывших быть трудоспособного возраста и иметь определённую специальность, понятно что, вкладываясь деньгами, область захочет получить отдачу и не заинтересована в переезде людей пенсионного или предпенсионного возраста, инвалидов нерабочих групп, лиц, не являющихся квалифицированными специалистами, и пр. 

Таким образом, можно наблюдать, как на уровне субъектов идёт тщательный профотбор и отсев кандидатов для переселения с учетом потребностей региональных рынков труда.

Института репатриации в истинном смысле в России на сегодняшний день не существует. Действующая государственная и сопутствующие ей региональные программы имеют практико-ориентированный подход, нацеленный на улучшение социальной и экономической сферы России, гуманитарная же составляющая отходит на второй план. 

И если ранее, когда гонения на русский язык и русскую культуру были не так ярко выражены, такой подход имел место быть, то сегодня, когда русофобская истерика в странах Европы, Балтии, притеснение русских в некоторых странах Средней Азии приобрели сегодняшние масштабы, стало понятно, что одной только госпрограммы явно недостаточно и она не в состоянии решить те проблемы, на которые изначально и не была рассчитана. 

Закон о репатриации: гуманитарный подход

Объединение русского народа Владимир Путин назвал одной из целей страны в текущей временной и исторической парадигме. Однако та правовая база, которая способствовала бы этой цели, весьма скудна на механизмы, способствующие такому объединению, а имеющиеся механизмы – сложны. 

Вместе с тем, на сегодняшний день в Госдуме идет рассмотрение законопроекта №1191989-7 «О репатриации в Российскую Федерацию», внесенного в середине 2021 года депутатом Госдумы Константином Затулиным. Рассмотрение идет тяжело, с препонами, хотя законопроект в полной мере отражает тот тезис, который озвучил президент страны. 

Согласно пояснительной записке к законопроекту, он определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину и восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела вышеупомянутой нами государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. 

Проект федерального закона, в отличие от действующей госпрограммы, не связывает переезд в Россию соотечественников в порядке репатриации с наличием у них нужной для региона вселения профессии, квалификации, существования в регионе вселения работодателя, готового принять соотечественника. По сути, устраняется тот самый практико-ориентированный подход госпрограммы, о котором мы говорили выше, происходит его замещение именно гуманитарной направленностью. 

Основной посыл законопроекта состоит в том, чтобы те соотечественники за рубежом, которым трудно, которые уже не справляются с русофобскими настроениями в стране своего проживания, знали, что если они сочтут это нужным для себя и своей семьи, то у них есть право на репатриацию, на возвращение на родину.

Законопроектом значительно упрощается процедура переселения соотечественников в РФ, в том числе процедура не предусматривает сдачи экзамена по русскому языку. Как гласит законопроект «знание русского языка на уровне свободного использования в семейно-бытовой и культурной сферах определяется при принятии ходатайства в ходе беседы с заявителем уполномоченного должностного лица органа, в который подается ходатайство, о чем указанное должностное лицо делает соответствующую запись в ходатайстве». 

Проектом также уточняется понятие «соотечественник». И что немаловажно, как показала практика реализации госпрограммы – реализация закона не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета в случае его принятия.

Однако законопроект не нашел отклика у согласующих инстанций, в том числе и у правительства.

Одной из причин не поддержать проект закона стало и то, что его положениями «существенно сужен объем льгот и преференций, предоставляемых репатриантам, по сравнению с положениями Государственной программы». Очевидно, что речь идет о, так называемых, подъемных, размер которых по госпрограмме в зависимости от региона переселения, составляет около 100-200 тысяч рублей. 

Предлагаемый законопроект в отличие от действующей госпрограммы действительно не содержит обязательств государства осуществлять репатриантам выплаты, что как раз уберегает реализацию законопроекта от судьбы госпрограммы в части незаинтересованности субъектов Федерации в переселении на ее территорию соотечественников. 

Кроме того, как заявлял инициатор законопроекта, основным чаянием тех соотечественников, которые желали бы переехать в Россию, является минимизация числа многочисленных длительных бюрократических процедур, которые приходится проходить, а не отсутствие или недостаточность льгот и преференций.

«Люди нам говорят: да не нужно нам этих денег, вы нас оградите, пожалуйста, от бюрократии, оградите нас от хождений по мукам, которыми мы вынуждены заниматься, когда пытаемся вернуться в Россию. Вот это сделайте, а мы сами заработаем, мы найдем возможность устроиться» - говорил Затулин в одном из интервью. 

Рецензенты законопроекта, делая акцент на финансовой составляющей, упускают из виду то, что законопроект расширяет права соотечественников в части выбора для переезда любой регион России, а не только из числа тех, кто имеет региональную программу переселения в рамках госпрограммы. 

Переезжающий больше не попадает в зависимость от потенциального работодателя, от требований того или иного региона в части специализации и квалификации, устраняется дискриминационный момент связанный с возрастом соотечественника, в то время как госпрограмма построена таким образом, что пенсионеры и люди предпенсионного возраста просто не интересны регионам в качестве переселенцев. 

Одной из раздутых претензий к законопроекту стало то, что инициатор вносит так необходимую конкретику в определение термина «соотечественник», который является ключевым в рассматриваемой теме. 

Законопроект устраняет недостатки неоправданно широкого толкования этого понятия, устраняет неконкретную формулировку «как правило», употребленную в отношении народов, исторически проживающих в России, а также раскрывает понятие «перечень народов, исторически проживающих на территории РФ», чего нет в действующем законе. 

Правительство посчитало, что новая редакция понятия существенно сужает его и не учитывает ряд категорий указанных лиц, что не согласуется с задачами осуществляемой деятельности по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в РФ. Однако именно такое «сужение», четкие границы применения термина позволят избегать ситуаций, аналогичной той, что сложилась в Калужской области при реализации госпрограммы, когда большую часть переселяющихся составляют жители стран Средней Азии и Закавказья.

Законопроект в том числе осудили за точечные недостатки, такие как отсутствие определения понятия «репатриация» и «репатриант», отсутствие положений о создании, функционировании и использовании единой федеральной базы репатриантов и некоторые другие. 

Здесь надо согласиться, что редкий документ обходится без поправок. Ничего не мешает эти поправки внести и продолжить его рассмотрение. Однако пока по какой-то неясной причине рассматривающие инстанции становятся в оппозицию к этому законопроекту.