Судебная система в последние годы стала консолидирующей силой доверия общества. РАПСИ вспоминает, как это произошло и какую роль в данном процессе сыграл Верховный Суд РФ и Вячеслав Михайлович Лебедев. 


Последним публичным рабочим мероприятием с участием Вячеслава Лебедева стала встреча председателя Верховного Суда РФ с президентом России Владимиром Путиным. Симптоматично, что главной темой последнего разговора глав исполнительной и судебной ветвей власти стало применение цифровых технологий, гарантирующих ключевую особенность российской судебной системы – ее выдающуюся открытость. 

«Верховный суд под вашим руководством очень много делает для решения [вопроса] открытости, доступности для наших граждан органов судебной системы», - такими словами глава государства открыл встречу. 

Характерно, что и в первых мемориальных речах коллеги Лебедева отмечали его роль в обеспечении именно открытости правосудия. «В период работы В.М. Лебедева в должности Председателя Верховного Суда России одним из фундаментальных принципов правосудия стала его открытость и прозрачность. По инициативе Вячеслава Михайловича был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающий обязательную публикацию судебных актов в интернете», - рассказывали вчера в Верховном Суде РФ.

История открытости ВС в трех цитатах Владимира Путина

Ноябрь 2004 года. VI Всероссийский съезд судей

В России существует проблема открытости правосудия для общества. Излишняя закрытость судебной системы вредна, поскольку порождает ложные стереотипы.

Декабрь 2012 года. VIII Всероссийский съезд судей

«Важнейшее достижение – это повышение уровня ее (судебной системы) открытости, в том числе благодаря действию закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов, который гарантирует предоставление гражданам и организациям практически полного объема информации о судах... Такой открытостью (как в России) не может похвастаться, пожалуй, ни одна судебная система сегодня. В некоторых странах Евросоюза у судов даже сайтов своих нет, а там, где есть – публикуются решения только по наиболее значимым делам».

Февраль 2021 года. Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов России

«Благодаря именно вашим инициативам укрепляется право и доступность гражданам правосудия, обеспечивается гласность и открытость деятельности судов… и в период пандемии эта гласность и открытость были обеспечены. За это вам особое спасибо». 

Роль пресс-служб в преображении судебной системы

Эти цитаты исчерпывающе демонстрируют, как за три десятилетия преобразилась открытость судебной системы под руководством Вячеслава Лебедева, а также – насколько большое значение данному аспекту уделяет президент России Владимир Путин.

При этом нельзя упустить из внимания тот факт, что хронология приведенных выше цитат в целом соответствует этапам развития Управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного Суда Российской Федерации (будем далее для простоты называть ее пресс-службой ВС РФ) под руководством Павла Одинцова. 

РАПСИ очень ценит предоставленную российским СМИ возможность беспрепятственно освещать работу судебной системы и потому считает особенно важным в память о Вячеславе Лебедеве особое внимание уделить описанию синергетического симбиоза руководства ВС РФ и всей системы пресс-служб.

Освещение и медиасопровождение законодательных инициатив ВС, самой судебной реформы, началось в первой половине двухтысячных. Тогда у судов даже не было пресс-служб, собственных сайтов и попросту ответственных за взаимодействие, как и не было профессионального пула журналистов. В частности, Одинцов несколько лет работал один в прообразе пресс-службы ВС РФ. 

Первым делом новое Управление по инициативе Лебедева начало регулярно включать на итоговых совещаниях встречи журналистов со всем судейским сообществом. Позже в Кодекс судейской этики ввели специальный пункт для этого: часть 1 статьи 13 устанавливает «в целях объективного, достоверного и оперативного информирования общества о деятельности суда судья должен взаимодействовать с представителями средств массовой информации».

«Организация специального Управления по взаимодействию с общественностью и СМИ в ВС РФ сыграла революционную роль, до этого журналистам, специализирующимся на судебно-правовой тематике не только не были доступны комментарии представителей судейского сообщества, но и значительную сложность представляло банальное попадание в зал судебных слушаний, особенно на резонансные процессы. С рождением пресс-службы эта проблема была полностью устранена, причем Верховный Суд РФ с большим энтузиазмом опирался в работе на современные технологии и одним из первых среди властных структур стал проводить видеотрансляции, что способствовало еще большей открытости. Под «крылом» ВС РФ можно было спокойно отправляться в командировку в любой город страны, зная, что пресс-служба даже дистанционно, но тебе поможет», - вспоминает шеф-редактор РАПСИ Ирина Новикова.

В итоге, как отмечают даже оппозиционно настроенные эксперты, «система взаимодействия судей и судебных департаментов со СМИ кардинально изменились за последние 20 лет, а точнее за последние 10-12 лет».

С 2016 года учреждаются Объединенные пресс-службы судебных систем регионов страны, которые работают по принципу одного окна, аккумулируя информацию от всех судов региона и оперативно транслируя ее в СМИ. На ноябрь 2023 года в России действуют уже 53 Объединенные пресс-службы.

Сегодня пресс-службы судов нацелены на информирование полного цикла: по большинству дел – от принятия к производству и заканчивая решением суда, ряд пресс-служб отслеживает и промежуточные стадии, например, избрание меры пресечения. Таким образом, у общественности есть возможность отследить весь ход уголовного процесса, самостоятельно сделав нужные выводы. По резонансным судебным процессам практикуется проведение видеотрансляций. 

Пресс-службы судов не только становятся центром распространения востребованной информации, но и самостоятельно генерируют важные смыслы.

«Отмечу важный тренд: суды стали на высоком профессиональном уровне транслировать не только информацию о судебной работе, но и, в контексте жизни суда – глобальные смыслы, важные для всего нашего общества. Пресс-службы судов стали центром распространения востребованной информации», − отметил главный редактор РАПСИ Олег Ефросинин. 

Пресс-службы реализовали заметные проекты, освещающие права ребенка, историю геноцида советского народа во время Великой Отечественной войны и подвиг граждан, в т.ч. судей. Представители пресс-служб судебных систем регионов стараются знакомить читателей с логикой закона, которой руководствуется правосудие при вынесении решения.

«Отдельно отмечу деятельность пресс-службы Верховного Суда РФ в популяризации российской судебной системы, благодаря чему широкое освещение получали не только громкие процессы, но и Обзоры судебной практики Верховного Суда, постановления Пленумов, судебная статистика, тематические обзоры и даже бюллетени - казалось бы довольно сложные и специфичные темы разъяснялись прессе и интересно, и доступно», – добавляет Новикова.

Интернет-страница сегодня есть у каждой российской судебной инстанции, на ней можно найти контактные данные, информацию о подаче иска и оплате госпошлины, новости о рассмотренных делах, историю и состав суда, информацию о вынесенных судебных актах.

Судебная система стала одной из первых среди государственных институтов публично выходить в соцсети и, в частности, телеграм-пространство. Только в основных соцсетях у официальных страниц Верховного Суда РФ почти 200 тысяч активных подписчиков, что является выдающимся результатом для государственного ведомства. 

Весьма заметная аудитория и у официальных телеграм-каналов пресс-служб судов. Так, канал «Московские суды общей юрисдикции» читают почти 5 тысяч человек, у каналов пресс-служб судов регионов страны средняя аудитория составляет полторы тысячи человек. Часть аудитории этих каналов следит за деятельностью судов по профессиональным соображениям: адвокаты, представители юридического сообщества, журналисты. В то же время, среди подписчиков немало и обычных россиян, для которых телеграм-каналы судов стали источником интересного и актуального контента.

Суды, пресс-службы и СМИ: командная работа по повышению правосознания

«Хочется отметить, что Верховный Суд и пресс-служба, в частности, взаимодействовали не только в рамках рассмотрения резонансных процессов, но и устраивали встречи с журналистами, где проводился и правовой ликбез, и объяснялись различные нюансы дел любой категории - административные, уголовные и гражданские, обсуждалась судебная практика, анализировались законодательные инициативы. Всегда Верховный Суд был открыт для встреч, для разъяснений, для подсказок. 

Одним из таких направлений тесного сотрудничества судебной власти и журналистского сообщества стало создание по инициативе пресс-службы Верховного Суда РФ дискуссионного клуба имени Д.Н. Замятнина, на котором поднимаются актуальные и для юридического сообщества, и для российского общества в целом проблемы, актуальные темы и правовые тренды», - отмечает Новикова.

Спикерами Клуба наряду с судьями и адвокатами являются ученые и журналисты. 

«Тот конструктивный диалог о реалиях и перспективах судебной власти, который нам удалось выстроить на этой площадке, способствует укреплению доверия гражданского общества к суду, более широкому пониманию смысла и содержания современной судебной реформы», - признавал секретарь Пленума ВС, член Президиума ВС, судья ВС РФ Виктор Момотов.

Невозможно обойти вниманием и корпоративные СМИ судебной системы. Подобный формат принято воспринимать как нечто формальное, выполняющее в большинстве ведомств и компаний изначально архивную функцию. Тем знаменательнее преображение официальных судебных СМИ в последние 10-15 лет. В совокупности они могли бы служить полноценным информационным холдингом, закрывающим все аспекты работы судебной системы, как российской, так и международной, а также предоставляющем актуальные ответы на все насущные вопросы профессиональной среды. 

Журналы «Судья» и «Вестник Фемиды», рассылаемый во все 2446 судов страны, наиболее востребованы сотрудниками судебной системы, они стали значительным элементом их повседневной работы, о чем свидетельствует в том числе и обратная связь. 

Беспрецедентный уровень взаимодействия судебной системы и СМИ проявляется и в формате организации институциональных мероприятий по взаимному развитию. Так, например, РАПСИ совместно с журналом «Судья» открыли пресс-клуб, на базе которого сотрудники коммуникации российских судов могут повышать свой уровень мастерства и обмениваться опытом. 

Пожалуй, самым заметным результатом и доказательством успешности работы преобразованной за последние 15-20 лет системы пресс-служб судов стало эффективное противостояние огульной критике со стороны заинтересованных групп влияния политического и экономического характера, слом общественных стереотипов о коррумпированности, ангажированности, обвинительном уклоне. 

Особенно заметно место суда в обществе преобразилось в последние 6-7 лет, когда судебная система окончательно оформилась в роли консолидирующего все слои и группы общества государственного института. Его работу уважают даже критически настроенные к власти граждане, к его позиции прислушиваются даже далекие от юридической сферы обыватели. Это отчетливо проявилось, в т.ч. благодаря эффективному взаимодействию пресс-службы Верховного Суда под управлением Павла Одинцова с Управлением по общественным проектам Администрации президента РФ, при чьей поддержке у профессионалов из разных сфер, связанных с правосудием, появилось больше информационных площадок для правового воспитания общества. 

Результат очевиден: произошел перелом в войне за доверие граждан к суду. Медленно, но верно меняется ситуация критического отношения к суду, растет правосознание во всех социальных прослойках по всей необъятной территории нашей страны. 

Еще несколько лет назад Момотов выказывал беспокойство: «Судейское сообщество не могут не беспокоить факты «скандализации» правосудия, когда недобросовестные лица и средства массовой информации, пользуясь прежде всего доступностью интернета, манипулируют общественным мнением с целью оказания давления на суд в своих корыстных интересах».

Однако сегодня все соцопросы показывают, что доверие к судебной системе у российских граждан заметно выше, чем у всех тех, кто позволял себе критику судей, либо мог бы выступать субъектом «общественного» контроля над их работой. Даже по опросу такого радикально оппозиционного источника, как признанный иноагентом «Левада-Центр» недоверие к судам (около 20%) в обществе меньше, чем общество к СМИ (27%), местным властям (25%), профсоюзам (24%), бизнесу (26%), партиям (26%) и т.д.

Причем за последние годы недоверие к судам снизилось более чем на 15%, в то время как к другим потенциальным выразителям общественных интересов заметно растет (до 50% за 10 лет). 

За время работы пресс-служб в их нынешнем виде число полностью доверяющих судебной власти выросло на 10% (по самым «скромным» подсчетам).

Новому руководителю Верховного Суда РФ перейдет в наследство мощнейшее оружие, призванное защитить от зла, грязи и провокаций: доверие граждан и открытость современного российского суда. Ведь совершенно очевидно, что на фоне безвременной кончины Лебедева существующая система информационного обеспечения продолжит свою отлаженную и эффективную работу: в основе системы стоят высокопрофессиональные кадры, которые год за годом повышают внутренние стандарты и требования к своей деятельности, что особенно важно в условиях внешней турбулентности. 

Вместе с тем создание и прочное становление информационной работы, обеспечивающей открытость правосудия, без сомнений становится еще одним важным достижением в ряду заслуг многолетнего Председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева.