МОСКВА, 7 фев - РАПСИ, Владимир Ядута. Доклад о необходимости создания функциональной системы защиты прав человека, реформирования Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и диалога Лондона с Советом Европы (СЕ) обнародован в понедельник на сайте влиятельной британской исследовательской организации Policy Exchange.

Как отмечается в документе, Великобритании стоит задуматься о том, чтобы выйти из-под юрисдикции ЕСПЧ, если этот диалог не состоится. В этом случае в качестве суда последней инстанции по вопросам защиты прав человека может выступить Верховный суд в Лондоне.
Суть диалога должна сводиться к тому, чтобы судьи в национальных судах стран-членов СЕ, на которые распространяется юрисдикция ЕСПЧ получили, в конечном счете, большую свободу действий.

Кроме того, по мнению авторов доклада, должен быть поднят вопрос о пересмотре политики, в соответствии с которой каждая из 47 стран-членов СЕ представлена в суде всего одним судьей - подход должен быть сбалансирован. Также авторы выступают против того, чтобы Европейская Конвенция о защите прав человека расценивалась как "живой инструмент" и ее положения вольно трактовались судьями ЕСПЧ в зависимости от меняющихся европейских ценностей. Суд также должен признать, что статьи 8 и 10 Конвенции (право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу слова и информации) должны применяться с учетом национальных особенностей и традиций.

В целом, отношения между высшими судами в Лондоне, Люксембурге и Страсбурге характеризуются в докладе Policy Exchange как "диккенсовские". В частности, отмечается, что, когда ЕСПЧ выносит решение по какому-то делу, непосредственно касающемуся Великобритании, британское правительство обязано проследить за его имплементацией. Однако когда ЕСПЧ рассматривает дело, которое к Лондону никакого отношения не имеет, британские суды вправе игнорировать устанавливаемые в Страсбурге прецеденты, в то время как на практике они стараются это все же делать.

Среди рекомендаций, предложенных организацией, - пересмотр системы назначения на должности судей в Верховном суде Великобритании. Одна из причин этого заключается в том, что судьи сегодня имеют значительные полномочия по вопросам, которые по сути своей являются политическими. Перед тем, как новые кандидаты вступят в должность, их взгляды и компетенция должны внимательно изучаться в Парламенте страны, в котором должно проходить голосование по утверждению кандидатов на должность судьи, говорится в докладе.

В его заключительной части обращается внимание на разницу между принятием принципов, обозначенных в Европейской Конвенции о защите прав человека, и соглашением с юрисдикцией Страсбургского суда, который выступает как средство имплементации этой конвенции.

"Британскому правительству пришло время решить, намерено оно оставаться привязанным к неэффективному, не несущему ни за что ответственности, удаленному суду или наших собственных конституционных реформ достаточно для обеспечения того, чтобы британская судебная власть сама была в состоянии рассматривать эти вопросы", - отмечается в докладе.