МОСКВА, 26 апр - РАПСИ, Кристина Луна Родригес. Дело покойного советского ветерана Василия Кононова против Латвии в Страсбургском суде может быть пересмотрено, заявил в интервью РИА Новости его адвокат Михаил Иоффе.

В августе 1998 года Кононов оказался в латвийской тюрьме по обвинению в геноциде - Латвия признала его виновным в убийстве мирных граждан на территории республики в годы Великой Отечественной войны, когда он командовал партизанским отрядом. Защита ветерана утверждает, что коллаборационисты были казнены по приговору партизанского трибунала, из-за них гитлеровцы уничтожили партизанскую группу.

Кононов вышел на свободу в апреле 2000 года. Пройдя через все латвийские судебные инстанции, в 2004 году он обратился в Европейский суд по правам человека. Малая палата ЕСПЧ 24 июля 2008 года сочла приговор Латвии в отношении Кононова незаконным на основании седьмой статьи европейской Конвенции о защите прав человека.

Большая палата ЕСПЧ 17 мая 2010 года отменила это решение. В России вердикт ЕСПЧ вызвал волну возмущения. Заявления, осуждающие решение Большой палаты ЕСПЧ, приняли обе палаты Федерального собрания РФ. В начале апреля этого года ветеран скончался в латвийской больнице. Его дочь заявила о намерении подать иск в ЕСПЧ о его реабилитации.

В интервью РИА Новости судья от России Анатолий Ковлер заявил о том, что считает невозможным пересмотр решения Большой палаты Суда по делу Кононова.

Он напомнил, что статья 44 "Окончательные постановления" Европейской конвенции (а это акт обязательной силы) гласит: "постановление Большой палаты является окончательным (параграф 1)". По словам судьи, "каждый юрист знает, что это означает". Таким образом, говорит Ковлер, "пересмотр постановления Большой палаты по любому делу не представляется возможным, подобных случаев не было за все более чем 50 лет работы Европейского суда". Он добавил, что "любое изменение положений Конвенции требует согласованной воли всех 47 государств участников - вспомним долгую историю с ратификацией 14-го протокола к Конвенции". (Этот протокол к Европейской конвенции по правам человека, регламентирующий реформу суда, не мог вступить в силу в течение многих лет: Россия ратифицировала этот консенсусный документ в начале 2010 года.)

Комментируя по просьбе агентства высказывания судьи Михаил Иоффе обратил внимание на то, что "прошение о пересмотре несправедливого решения Большой палаты было подано еще при жизни Кононова".
"То, что говорил Анатолий Иванович (Ковлер) не связано с той правовой ситуацией, в которой мы находимся", - заметил адвокат. Он добавил, что "Анатолий Иванович (Ковлер), он уважаемый человек, но он рассказал ситуацию, которая не относится к нашей".

"Он (Ковлер) сказал о том, что за 50 лет пересмотра решений не было, нет, было, единственное, Большой палаты не было решения, но вопрос здесь один: впервые в истории попраны выводы Нюренбергского трибунала",- заключил Иоффе. Он выразил обеспокоенность тем фактом, что по решению получается "противники и сторонники антигитлеровской коалиции - такие же военные преступники, это недопустимо".

Иоффе уверен, что существует возможность пересмотреть решение Большой Палаты. "Объясняю, есть: по вновь открывшимся обстоятельствам, которые нам стали известны после оглашения решения Палаты и для суда они тоже, кстати, являются вновь открывшимися". Более того, адвокат заметил, что при подготовке к решению страсбургские судьи "пользовались неправильным вариантом латвийского приговора". Он также отметил, что в решении Страсбурга содержаться "обстоятельства, за которые Кононова никогда не судил латвийский суд". Михаил Иоффе пояснил, что "Василий Кононов осужден за расстрел мирных жителей, которое оценено, как военное преступление, он нарушал именно эту конвенцию, но мы говорим, что эти конвенции не действовали в 1944 году".

Кроме того, заметил Иоффе, в деле Кононова открылся ряд процессуальный моментов. "Часть судей Большой палаты, которые принимали решение по эту делу, уже сложили свои полномочия (им исполнилось 70 лет)... Трое, или четверо судей, которые против нас голосовали, прекращают полномочия", - сказал он. Иоффе пояснил, что "Председатель Суда теперь должен принять решение о том, что делать дальше, раз в этом составе нельзя решать, то нужна или новая палата, или доукомплектация старой". Он добавил, что "теперь это вопрос председателя". Адвокат заметил что, "с учетом особого мнения председателя Суда по этому вопросу, я надеюсь на какие-то процессуальные послабления".

Комментируя перспективы подачи жалобы дочери советского ветерана, он рассказал, что "6 апреля мы направили документы, у меня есть подтверждение, что они получены, сейчас ЕСПЧ должен принять какое- то решение". Когда именно Суд примет решение по этому вопросу Иоффе сказать затруднился.