МОСКВА, 19 июн - РАПСИ. Европейский суд по правам человека отклонил жалобу КПРФ и партии "Яблоко", утверждавших, что в 2003 году освещение предвыборной кампании на телевидении якобы было ангажированным - в пользу правящей партии "Единая Россия", следует из текста решения, размещенного во вторник на сайте ЕСПЧ.

В своей жалобе заявители, среди которых, помимо КПРФ и "Яблока", были, в частности, Евгений Киселев, Владимир Рыжков и Ирина Хакамада, утверждали, что в результате давления со стороны правящей партии телевидение формировало негативный образ остальных участников парламентских выборов. Кроме того, заявители жаловались на предвзятость российских судов, отклонивших иск об отмене выборов. В связи с этим они требовали признать Россию нарушившей их права на свободные выборы и эффективное средство правовой защиты (статья 3 протокола 1 и статья 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Однако ЕСПЧ не усмотрел в действиях российских властей признаков нарушения права на свободные выборы и отклонил жалобу.

Заявители изначально ссылались также на статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и статью 14 (запрещение дискриминации) конвенции. Однако ЕСПЧ счел их требования по этим статьям неприемлемыми и принял к рассмотрению только жалобу на предполагаемое нарушение права на свободные выборы.

В пресс-релизе ЕСПЧ, поступившем в агентство РАПСИ, уточняется, что существует множество способов организовать выборы, и статья 3 протокола 1 к конвенции не задумывалась как полноценный избирательный кодекс. У государства есть значительная свобода усмотрения в этом вопросе, оно может устанавливать такие правила проведения парламентских выборов, которые учитывают исторические и политические особенности страны.

Стороны в этом деле не оспаривали тот факт, что российские законы гарантировали нейтральность телекомпаний. При этом заявители утверждали, что закон на практике не соблюдался. Однако ЕСПЧ заключил, что заявители не смогли достаточно убедительно обосновать свои утверждения о политическом манипулировании и представить доказательств того, что эти принципы действительно игнорировались.

По мнению суда, Россия приняла ряд мер, обеспечивших оппозиции определенную степень присутствия на телеэкранах, а также независимость и нейтральность СМИ. Хотя равенство между всеми политическими силами во время выборов 2003 года и не было достигнуто, государство имело в этой сфере широкую свободу усмотрения и, действуя в этих рамках, не нарушило своего обязательства провести свободные выборы. В связи с этим, отмечается в сообщении, нарушения статьи 3 протокола 1 не было.

ЕСПЧ также отметил, что законодательство позволяло заявителям потребовать отмены результатов выборов после их окончания, и они использовали эту возможность, обратившись в ВС РФ. При этом ЕСПЧ не обнаружил в процедуре рассмотрения дела таких недостатков, которые позволяли бы усомниться в ее эффективности. В связи с этим, отмечается в сообщении, рассмотрение дела в ВС РФ может рассматриваться как "эффективное средство правовой защиты".

Постановление ЕСПЧ пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано в Большой палате суда в течение трех месяцев.