ВАШИНГТОН, 11 апр - РАПСИ, Петр Мартынычев. Власти США в ходе межведомственного расследования, занявшего почти год после теракта в Бостоне, так и не смогли выяснить, был ли курировавший дело Тамерлана Царнаева агент ФБР уведомлен о его поездке в Россию в 2011 году.

Два взрыва на бостонском марафоне 15 апреля 2013 года унесли жизни трех человек, пострадали более 250. Один из подозреваемых, уроженец России Тамерлан Царнаев, был убит при задержании, а его младший брат Джохар - ранен и задержан. Прокуратура потребовала для него смертной казни.

"Мы выявили фактический вопрос, разрешить который окончательно не удалось - было ли уведомление о поездке Царнаева в Россию доведено до агента ФБР по контртерроризму, проводившего оценку (возможной причастности Царнаева к террористической деятельности)", - говорится в совместном докладе генеральных инспекторов ЦРУ, Минюста и министерства внутренней безопасности.

Авторы документа напоминают, что до поездки Царнаева в РФ США получили уведомление от ФСБ РФ, что тот является приверженцем радикального ислама. ФБР проверило Царнаева, но не смогло выявить его связи с терроризмом. В связи с этим, как отмечается в документе, факт поездки был существенным, мог дать толчок к продолжению расследования и предотвращению теракта. "Если предположить, что агент по борьбе с терроризмом знал бы о поездке Царнаева, он наверняка принял бы дополнительные меры по расследованию", - говорится в докладе.

Комиссия пишет, что агент ФБР, скорее всего, был проинформирован о вылете Царнаева в РФ. "Но мы не смогли установить это окончательно, потому что нет письменного подтверждения того, что офицер Таможенной и пограничной службы передал эти данные агенту. По той же причине Минюст и министерство внутренней безопасности не смогли окончательно определить, сообщали ли агенту ФБР о возвращении Царнаева из России", - говорится в документе.

Проводившие расследование сотрудники спросили офицера Таможенной и пограничной службы, уведомил ли он ФБР о вылете в Россию Царнаева, который на тот момент был внесен в список лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Офицер ответил, что не помнит. Агент ФБР, отвечавший за досье на Царнаева, на аналогичный вопрос ответил, что тоже ничего не помнит. В их электронной почте никаких сообщений на эту тему обнаружить не удалось.

При этом агент ФБР, который вел дело, заявил в отличие от старших коллег, что будь ему даже известно о поездке Царнаева в Россию, он не стал бы активизировать расследование, "потому что проверку уже закрыли", а дополнительную информацию ждали от россиян. Руководитель агента с этим не согласился - по его словам, информация о поездке Царнаева была бы важной, привела бы к возобновлению проверки и новым опросам.

О поездке в Россию Царнаева, прошедшего контроль в аэропорту Нью-Йорка, не знал и представитель ФБР в Москве. По его словам, если бы американские коллеги вовремя передали ему эту информацию, он бы запросил дополнительные данные у ФСБ РФ.

Российские спецслужбы также просили американцев делиться информацией. В августе 2011 года представитель ФБР написал в ФСБ, что американцам сообщить нечего, и назвал Царнаева бывшим киргизским прокурором. Однако уже в следующем письме, спустя два месяца, исправил ошибку.

Подводя итоги доклада, его авторы называют действия силовых структур соответствующими ситуации.

"Мы считаем, что ФБР, ЦРУ, министерство внутренней безопасности и Национальный антитеррористический центр, как правило, обменивались информацией и соответственно соблюдали процедуры", - говорится в документе.