МОСКВА, 14 окт – РАПСИ, Владимир Ядута, Мария Зуева. Ситуация с захватом заложников в Беслане в 2004 году, в результате чего погибли 334 человека, из них 186 детей, носила беспрецедентный характер, заявил во вторник в ходе слушаний в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) уполномоченный РФ при суде Георгий Матюшкин.
"Беспрецедентная по своему масштабу и характеру террористическая атака была направлена на самую беззащитную и уязвимую часть населения - детей", - сообщил он в своем выступлении.
"После сентября 2004 года мы узнали качественно иное проявление терроризма, мы увидели новый предел его жестокости", - сказал Матюшкин, добавив, что в связи с возникшей ситуацией перед властями РФ "возникли задачи, беспрецедентные по своей сложности".
По его словам, захват заложников в Чечне, Дагестане, Ставропольском крае в 1990-х годах и тем более теракты в театре на Дубровке в 2002 году и в школе Северной Осетии в 2004 году кардинально отличаются от примеров международного опыта: захвата заложников в 1988 году на острове Увеа, ситуации с посольством Ирана в Лондоне в 1980 году, захвата около 100 учащихся начальной школы в Нидерландах в 1977 году.
Эти примеры доказывают, что предотвратить или бескровно разрешить ситуацию с захватом заложников даже в крупных городах, где уровень обеспечения безопасности выше, чем в других населенных пунктах, невозможно, сказал Матюшкин.
По его словам, теракт в Беслане отличает то, что его организовал хорошо вооруженный, подготовленный и многочисленный отряд наемников, вооруженных различными видами огнестрельного оружия и имевших значительное количество взрывчатки в условиях интенсивного противостояния правоохранительных органов и незаконных вооруженных формирований.
Матюшкин обратил внимание также на то, что до Беслана наиболее распространенными были теракты на транспорте, в то время как их объектами становились военнослужащие, представители правоохранительных органов, религиозные деятели. «Сложно было представить, что объектом террористов станет школа», - сказал Матюшкин.
На слушаниях в ЕСПЧ, по его словам, он выступает не столько в качестве процессуального оппонента, сколько в качестве лица, уполномоченного на предоставление суду иной точки зрения по рассматриваемым обстоятельствам.
Школа номер 1 в Беслане была захвачена утром 1 сентября 2004 года во время праздничной линейки в связи с началом учебного года. В террористической атаке участвовали более 30 человек. На протяжении 2,5 дней они удерживали в спортзале школы более тысячи заложников, большая часть из которых была освобождена в результате штурма 3 сентября.
В связи с событиями в Беслане в Страсбургский суд были поданы семь жалоб, которые объединены в одно производство. Заявители – всего 447 человек – утверждают, что власти РФ не обеспечили защиту граждан от угрозы их жизни. Ссылаясь на статью 2 Европейской конвенции о правах человека (право на жизнь), они также жалуются на недостатки в подготовке к штурму школы и отсутствие должного расследования произошедшего.
Кроме того, отдельные заявители утверждают, что заложники погибли из-за несоответствующего применения силы властями. В поданных жалобах приводятся ссылки на статью 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), статью 6 (право на справедливое судопроизводство), статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни), статью 10 (право на свободу выражения мнения) и статью 13 (право на эффективное средство правовой помощи) Конвенции.
По мнению представителя заявителей Джессики Гаврон (Jessica Gavron) неоспоримым является тот факт, что власти РФ были предупреждены об угрозе теракта. "Власти утверждали о невозможности предотвратить атаку, мы утверждаем, что они даже не пытались", - заявила в своем выступлении Гаврон.