МОСКВА, 11 ноя – РАПСИ. Дело американского военнослужащего Андре Лоуренса Шеферда (Andre Lawrence Shepherd), отказавшегося от участия в миротворческой операции в Ираке из-за своих убеждений и добивающегося предоставления ему убежища в Германии, дошло до суда ЕС в Люксембурге.

Шеферд, будучи механиком Военно-воздушных сил США,  со своим подразделением в феврале 2005 года вернулся из Ирака на военную базу в Германии, где он усомнился в законности операции, говорится в обнародованных судом материалах. Военнослужащий решил, что кампания под эгидой Соединенных Штатов противоречит нормам международного права. По его словам, он не хотел быть причастным к совершению военных преступлений.

В 2007 году Шеферд должен был снова отправиться в Ирак, и, опасаясь преследования со стороны Соединенных Штатов в связи с дезертирством, он обратился к властям Германии с прошением о предоставлении ему убежища.

В просьбе Шеферду было отказано. По мнению властей Германии, независимо от того, противоречит или нет международному законодательству вторжение в Ирак, Шеферд, не являясь высокопоставленным военнослужащим, персонально не участвовал в военных преступлениях. Кроме того, власти Германии не увидели ничего предосудительного в возможности преследования американского военнослужащего по обвинению в дезертирстве. 

Шеферд оспорил отказ в суде Мюнхена, который, в свою очередь, обратился за разъяснениями в суд ЕС.

Во вторник свое мнение по делу Шеферда высказала генеральный адвокат суда ЕС в Люксембурге Элеанор Шарпстон. По ее мнению, военнослужащие, не участвующие в военных действиях, могут просить убежища в странах ЕС, в связи с опасениями подвергнуться преследованию и наказанию за отказ исполнять свои обязанности, которые могут привести к совершению военных преступлений.

Шарпстон ссылается на директиву ЕС2004/83/EC, под действие которой подпадают все военнослужащие, включая сотрудников материально-технической поддержки (к которым также относятся механики вертолетной техники).

Шарпстон, среди прочего, указала на трудности при оценке того, должны ли такие лица участвовать в совершении военных преступлений. Эти трудности, по мнению Шарпстон, связаны с требованием к национальным властям просчитать действия и последствия, которые еще не случились.